КОГДА КАЛИФОРНИЯ ЧИХАЕТ...

Америка
№43 (601)

Звонок Милы из Сан-Франциско застал меня врасплох.
- Слушай, не знаю, что делать. Горим!
- Так вызывайте пожарных! – опешил я.
- Они и так работают не покладая рук. Ты что, новости не смотришь? Вся Калифорния полыхает. Мы уехали из дома еще в воскресенье. Я даже паспорта не взяла. А сейчас район оцеплен, и домой не попасть. Звоню переодически. Если включается автоответчик, значит дом еще цел...

Мила переехала с мужем в Сан-Франциско из Филадельфии два года назад. Приглядела деревянный дом (в кирпичном жить не захотела – стены, мол, не дышат) и сделала из него игрушку. Зимой прилетела к нам в Нью-Йорк и взахлеб расказывала о своей уникальной недвижимости. И вот те на – кружит на машине вокруг своего района, а попасть домой не может. И попадет ли вообще теперь – не знает.
Она – родная сестра Инны Ривкин, которая вместе с мужем Виктором приняла летом в своем детском лагере в Бостоне школьников из Сдерота. Кстати, в сборе денег на эту акцию активно участвовали и читатели "Русского базара". Говорят, дороги отцов – пути сыновей. А тут все получилось наоборот: дороги детей – пути родителей. О тяжелой ситуации в Сдероте рассказала дочь Ривкиных Маша - студентка Cornell University, которая провела последний учебный семестр в Тель-Авиве. Дважды в неделю на свой страх и риск  приезжала она в Сдерот, готовя детский спектакль о их жизни. Его смотрели несколько месяцев назад и нью-йоркцы. Сейчас и Инна с Виктором в Сдероте – оборудуют бомбоубежища играми и учебно-методическими пособиями, чтобы дети не тратили впустую время и не чувствовали себя ущербными.
А сообщения из Калифорнии и в самом деле сродни фронтовым сводкам. Есть погибшие и раненные. Более миллиона человек вынуждены покинуть свои дома. Фронт пожаров растянулся от мексиканской границы до Санта-Барбары, где обосновалась голливудская элита - Мел Гибсон, Стинг, Барбара Стрейзанд, Ричард Гир, Пирс Броснан, Джеймс Кэмерон и другие. Пламя не щадит никого. Горят кварталы бедноты и виллы миллионеров на пляже Малибу. Уже до тла сгорело почти полторы тысячи домов. Пожар бушует и в горах около озера Ароухед. Борьбу с огнем затрудняет ветер, достигающий подчас штормовой силы. От поднявшейся в воздух гари и копоти нечем дышать, саднит горло и жжет глаза. Союзником огня стала и многомесячная засуха. Выгоревшая трава вспыхивает, как порох.
Чтобы не допустить грабежей и мародерства, губернатор штата Арнольд Шварцегнеггер мобилизовал национальных гвардейцев. Но вот парадокс: когда они предложили свою помощь пожарным, те отказались: у нас, дескать, контракт с жителями. Так что, не отбирайте  наш хлеб.
В чем причина пожаров, пока не ясно. В Лос-Анджелесе, к примеру, утверждают, что всему виной обрыв высоковольтной линии, провод которой упал на иссушенный солнцем кустарник. В Сан-Диего не исключают поджогов. Из домов здесь эвакуировано почти четверть миллиона жителей. Нынешнее лето выдалось рекордно жарким. В июле в результате лесных пожаров в Калифорнии, Аризоне, Неваде, Юте, Южной Дакоте, Вашингтоне, Нью-Мексико, Орегоне, Айдахо и Монтане выгорели тысячи гектаров леса. Но то, что происходит в Калифорнии, действительно настоящее бедствие. Только в районе Лос-Анджелеса выгорело более 1100 квадратных километров леса.
Особенно тревожная ситуация на юге штата, где под угрозой полного уничтожения 72 тысячи зданий. Джордж Буш объявил чрезвычайное положение в семи округах Калифорнии и распорядился срочно предоставить штату федеральную финансовую и техническую помощь. Директор депортамента внутренней безопасности Майкл Чертофф сообщил, что нуждающимся направлены 25 тысяч походных кроватей и одеял. Выделены дополнительные отряды пожарных и вертолеты для тушения пожаров. Уровень федерального финансирования операций по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации может достигнуть 75%.
Но что за этими цифрами? У экономистов есть такая присказка: «Когда Калифорния чихает, вся Америка подхватывает грипп». Калифорния - локомотив американской экономики, которой сегодня явно не хватает носовых платков. Еще не преодолены последствия ипотечного кризиса. Симптомы его начались еще в июле, когда обрушился фондовый рынок, что привело к потере миллиардов долларов. В августе последовали новые обвалы, после чего Федеральная резервная система, а вслед за ней и другие центральные банки мира вынуждены были начать срочные финансовые интервенции на бирже, чтобы остановить панику. Сейчас грозит лопнуть британский пузырь недвижимости, цены на которую завышены, как минимум, на 40%.
Если быть объективным, финансовая катастрофа была просто неизбежна. Потому что за три последних года Федеральная резервная система подняла процентные ставки с 1 до 5,25 процента. В итоге запаниковали миллионы домовладельцев: ведь они занимали у банков максимальное количество денег, какие только можно было получить, чтобы купить не развалюху, а самое лучшее из выставленного на продажу. А даже минимальное повышение процентных ставок резко поднимает потолок регулярных выплат. 
 Поэтому первыми пострадали те, кто платили наиболее высокие проценты, так называемые заемщики класса "субпрайм". Для того, чтобы получить такие кредиты, которые называются "прайм", надо иметь безупречную кредитную историю. Либо брать заем под очень высокие проценты: потому их и называют "субпрайм". Так вот, как только процентные ставки стали расти, кредиты класса "субпрайм", как будто с цепи сорвались и поднялись за три года до 50 процентов. Нести  такое бремя смогли, естественно, далеко не все. А в Калифорнии "супраймщиков" – рекордное количество. И если они сейчас потеряют жилье, то уповать им придется только на Б-га.
Ипотечный кризис спровоцировал обвал в самых разных сферах индустрии. Пострадали банки, в том числе элитные, хеджевые и взаимные фонды, страховые компании. Упали продажи торговых сетей. Даже Голливуд вынужден остановить съемки "Хоббита" и "Терминатора-4", поскольку студиям не удалось найти денег. Но больше всего пострадали простые американцы. Помощи ждать им неоткуда. Джордж Буш призвал к «большей прозрачности», что, по сути, означает только одно: если не будете выплачивать кредиты, то у вас отнимут дома.
Но какое отношение ко всему этому имеют калифорнийские "погорельцы"? Самое непосредственное. Конечно, они получат страховки за утраченное имущество. В Америке договор на страхование недвижимости заключает примерно 95% владельцев собственности. А те, кто не делает этого, очень сильно рискует. Но у страховщиков свои неписанные правила. Вы никогда не вернете полной стоимости дома. В лучшем случае процентов восемьдесят. Кроме того, въезжая в свое родовое "гнездо", каждый стремится сделать его удобным и уютным. А это требует дополнительных затрат, причем, часто весьма существенных. Но все ваши перестройки, перепланировки, ремонты и разнообразные новшества страховую компанию не интересуют.
К тому же пожар уничтожает не только дом, но и все, что в нем. «Вот и рухнул кошкин дом. Погорел со всем добром» - это стихи не для детей, а, скорее, для взрослых. Многие ли из нас страхуют свое имущество? Купил, скажем, спальный гарнитур или стенку, и что, сразу побежал в страховую компанию? Смешно, правда? Но только до первого пожара. Рискуй, но с оглядкой. Американцы знают это правило, хотя тоже, как и мы, нередко безалаберны. Всего ведь все равно не предусмотришь. Получается, как в том мультике: «Это индейская национальная народная изба! Фиг вам называется...».
В этой ситуации в проигрыше оказываются и домовладельцы, и страховые компании. Если огонь не остановить, то многие из них разорятся, поскольку никаких денег на выплату страховок не хватит. И все-таки хочется верить, что огненную стихию удастся вскоре укротить, и жизнь калифорнийцев снова войдет в нормальное русло. Пожелаем и Миле благополучно вернуться в свой дом. Ибо, как утверждал еще Цицерон, нет ничего милее родного дома.


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir