ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С ЛЮБВИ ...

Спорт
№43 (601)

К 10-ЛЕТИЮ «ШАХМАТНО-ШАШЕЧНОЙ ШКОЛЫ «РБ» ИНТЕРВЬЮ С ЕЁ ПОСТОЯННЫМ ВЕДУЩИМ РОМАНОМ ВАСИЛЕВСКИМ.

- Прежде чем начать разговор, хочу поздравить вас, коллектив редакции и всех читателей с замечательным юбилеем. И первый вопрос: как начиналась «Школа» в «Русском Базаре» и почему ваша рубрика названа именно так, а не иначе?
- Спасибо за поздравление. А название рубрики выбрано, на мой взгляд, вполне созвучно «Базару» - просто и бесхитростно. Кроме того, в течение 12 лет я вел отдел под таким названием в Харьковской областной молодежной газете, правда, тогда он был посвящен только шашкам. Мой последний выпуск вышел за 20 дней до вылета нашей семьи в США. Это было 4 июля 1991 года. Cпустя 6 лет я вернулся к любимому занятию.
В «РУССКОМ БАЗАРЕ» первый выпуск «Школы» появился 10 ноября 1997 года. Он вышел под несколько претенциозным заголовком - «УМСТВУЙ, И ПРИДЁТ!» и начинался такими словами: «Этот далеко не новый, но отнюдь не ветхий, завет мы берем на вооружение, открывая новую школу в переполненных рядах «Русского Базара». Наша школа для всех: и для тех, кто уже научился думать, и для тех, кто пока еще не испытал силы своего ума».
Если смотреть глубже, то и в Нью-Йорке, и в Харькове, и где бы то ни было всё, как известно, начитается с любви. Я абсолютно согласен с Робертом Рождественским, который со свойственным ему пафосом во всеуслышание заявил:
«Твердят:
“В начале было слово”.
А я провозглашаю снова:
все начинается с любви!
Все начинается с любви:
и озаренье, и работа,
глаза цветов, глаза ребенка –
все начинается с любви!»
- Да, с этим не поспоришь, и все же, чем объяснить 6-летний ваш отрыв от активной журналистики?
- В прошлой жизни я что-то понимал в зигзагах своей карьеры, когда работу в НИИ совмещал с журналистикой, с чтением лекций в Политехническом Институте. На протяжении многих лет наряду с основной работой занимался с детьми и только перед самым отъездом полностью переключился на спортивную тренерскую работу. По прибытии в Америку мне довольно быстро посчастливилось попасть в руки опытных кардиологов, а спустя 5 месяцев у меня уже в груди стучал новый мотор. Как человек с техническим образованием, почти два десятилетия проработавший в НИИ, я был на седьмом небе от счастья, в душе звучали слова старого советского гимна летчиков:
Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,
Преодолеть пространство и простор,
Нам разум дал стальные руки-крылья,
А вместо сердца — пламенный мотор.
Всё выше, и выше, и выше...
Но куда на своем моторе лететь - я понятия не имел. За окном был 1992 год, до рождения «РУССКОГО БАЗАРА» оставалось еще 4 года. И, честно говоря, о русскоязычных СМИ в ту пору я вообще как-то не задумывался. Стремился как можно быстрее влиться в новую американскую жизнь. Поступил в колледж, где наряду с языком, литературой, историей Америки изучал компьютер, экономику...
Забота о детях и двух мамах легла на плечи моей героической жены. Может показаться, что я необъективен, чересчур расхваливаю свою супругу, но если я чего-то и добился за 10 лет работы в газете, то только благодаря помощи и поддержке моей жены Анны. Она всегда была и остается моим самым первым заинтересованным читателем.
Когда в 1995-96 гг. массово начали издаваться русскоязычные газеты, стало понятно, что от судьбы не уйти. Начал присматриваться к грудам газет... Поначалу все они казались мне на одно лицо, да и знакомство ограничивалось лишь беглым обзором первой страницы. Тем временем на календаре был конец октября 1997 года. В октябре 1962 у нас образовалась семья, затем, через два года, 10 октября родился сын, а спустя 30 лет уже в Нью-Йорке родился внук, и опять в октябре, 23-го числа. Как сказал бы Павел Глоба, знаменитый астролог, по всему видно, что в самое ближайшее время следует ожидать приятных сюрпризов. Этот прогноз, можно сказать, оправдался. Совсем скоро я всерьез и, как оказалось, надолго ‘заболел’ «Русским Базаром».
- Ваша «Школа» как учебное заведение, мне кажется, может претендовать на более высокое звание. Сегодня более престижно называться «Университетом», «Академией»...
- Название прижилось, как родились Школой, так и будем продолжать, если, конечно, других мнений не будет.
Обычно редакции газет, журналов не вступают в переписку с авторами  присылаемых статей, мне же как ведущему не раз приходилось не только переписываться, но и активно помогать советом, подсказывать, как в случае с начинающим композитором Михаилом Ратушем из Бруклина или с маститым, опытным этюдистом Колманом Турием из Лонг-Айленда. Когда надо, мы и справочное бюро, и отдел новостей, и аналитический отдел, организуем конкурсы, литературные викторины, встречи с интересными людьми, путешествия по странам, даем обзоры турниров на всех континентах, где играют наши спортсмены. Помимо обычных шахмат, уделяем внимание большому многообразию игровых систем, знакомим с книжными новинками, не остаемся в стороне от политики, истории и даже терминологии.
- Меня давно интересует, как вы находите интересных авторов. Судя по почте, которая пришла к юбилейному 500-му выпуску, среди ваших авторов немало пишущих людей, но есть, видимо, и не очень искушенные в журналистском деле. Тем не менее, вы в предъюбилейной анкете обещали всем напечатать их «мысли без всякой правки». Не было ли тут риска?
- Какой может быть риск, если общаешься с людьми на протяжении долгого времени? Еще живя и работая в Харькове, я заметил, что некоторые мои ученики стали понемногу писать. Будущий успешный программист Саша Бендиков, который после окончания Института радиоэлектроники получил работу в Силиконовой Долине в Калифорнии, еще в 9 классе прочитал мне свой первый рассказ - и у меня просто мурашки бежали по коже. Его ровесник Леша Аксенов подготовил капустник для школьного выпускного вечера, и молва о нем прошла «по всей Руси великой».
Больше всех поразил будущий гроссмейстер Илья Степанов, неожиданно доставший «из широких штанин» толстенный научно-фантастический роман. Несколько позже склонность к литературному творчеству проявилась у Станислава Устьянова, чемпиона Украины по этюдной композиции, автора великолепных сказок дедушки Дамкина (ж-л «Доведь», Харьков, 1992).
То же  я замечаю и здесь. Просматривая реплики читателей на онлайне «Шахматно-шашечного» сайта, нередко встречаю свои любимые слова, какие-то свои фразы.
Что касается юбилейной корреспонденции, то формально я выполнил все взятые на себя обязательства. Если оставаться до конца откровенным, то должен сказать, что лишь в двух случаях из двадцати или тридцати пришлось обратиться к авторам писем с просьбой самостоятельно подкорректировать отдельные не совсем удачные обороты. Так что и де-факто, и де-юре – все в полном ажуре.

А новые авторы на самом деле сами нас находят, и каждый раз это происходит по-разному. Вспомните, как было с вами - какое сердитое письмо вы прислали в мой адрес по поводу «гениальных детей».
- Сегодня, спустя 8 лет с того исторического для меня момента, должен сказать, что я ни разу не пожалел, что рассердил вас тогда своим письмом. Не знаю, как оценить, на каких весах взвесить то удовлетворение, которое постоянно получаю от общения с «Русским Базаром». Понимаю, что я не оригинален, таких, как я, много, и это еще раз подтвердила юбилейная почта. Ваша «Школа» изначально не предполагалась как место для интервью. Тем не менее, мы помним, сколько ярких, запоминающихся встреч, бесед с интересными людьми вы подарили читателям. Пришло время рассказать о себе любимом.
- Много лет назад в нашей газете существовала рубрика «ЛИЦА РЕДАКЦИИ». Думаю, неплохо было бы ее восстановить, хотя бы на онлайне. Там было много материалов о бывших и ныне действующих членах редакции. Интервью со мной было напечатано в РБ, 34, 2000. За прошедшие с тех пор годы в нашей семье изменения коснулись, в основном, молодежи. Внук пока еще учится в middle school, а внучка уже работает и продолжает учебу в колледже. Круг интересов у них, на мой взгляд, типичный для американских тинейджеров: компьютер, интернет, игры, музыка, ТВ. Наши внуки говорят на хорошем русском языке без всякого акцента. Как в каждой семье, где дети живут с родителями, хотя это и не очень распространено в Америке, наибольшая нагрузка ложится на работающее поколение, тогда как дом и внуки – это повседневная забота и одновременно приятная работа для нас, дедушек и бабушек.
- Да, кстати, интересно, какое интервью вам самому больше всего по душе?
- Говоря вашими словами, «по душе» мне все, с кем я беседовал, - и Леонид Шамкович, и Борис Гулько, и Николай Крогиус, и Борис Постовский, и Анатолий Гантварг, и Лев Бабушкин, и Владимир Евреинов, и Лев Харитон, и Исер Куперман...
А если бы предложили участвовать в конкурсе на лучшее интервью года, квартала, месяца, то я представил бы интервью с Исером Куперманом (РБ, 17, 2007). Без ложной скромности могу сказать, что оно достойно быть номинировано на Пулитцеровскую премию, которой награждаются журналисты Америки (РБ, 16, 2006).
- Насколько я понимаю, вам приходится читать много самой разной литературы, имеющей отношение к Вашей  рубрике. Что из прочитанного за последнее время на вас произвело наибольшее впечатление или, другими словами, надолго оставило след?
- До сих пор понять не могу, почему гробовая тишина все еще царит вокруг книги широко известного в прошлом спортивного радио- и тележурналиста Якова Дамского «Рекорды в шахматах» (РБ, 23). Не очень на слуху почему-то и книги издательства, которым он руководит в качестве главного редакторома. Среди книг этого издательства я бы выделил оригинальный труд Генны Сосонко «Диалоги с шахматным Нострадамусом», 2006, о котором не так давно я писал в связи с рассказом о Генрихе Чепукайтисе (РБ, 27). А наиболее сильное впечатление произвела на меня не шахматная литература, а художественное произведение -  роман “Искушение Чарльза Бэрнса”, написанный немолодым уже, но практически начинающим автором Питером Железо. Откровенно говоря, мне настолько понравилась эта талантливая работа, что я рискнул написать небольшое предисловие к его книге.
Меня всегда радовали успехи наших соотечественников. Кто-то в возрасте после 50 подтвердил диплом врача, кто-то нашел себя в бизнесе, чья-то внучка поступила в престижную Джульярдскую музыкальную школу в Манхэттене, сын приятелей получил scholarship для учебы в NYU – все это свидетельство того, что именно в этой стране “дорогу осилит идущий”, что американская мечта – это не миф, а поговорки, которые мы запомнили с детства, – «терпенье и труд – все перетрут», и целый ряд других – в американской действительности находят реальное воплощение. Здесь нет непрестижных работ, и потому люди без смущения берутся за любую работу.
- И последний вопрос, который я не могу не задать. Его не раз поднимали читатели в юбилейной почте. Когда, в конце концов, Вы опубликуете книгу своих избранных выпусков? Я согласен с мнением одного из читателей, что ваша книга разойдется так же быстро, как и еженедельный выпуск «Русского Базара».
- Уважаемый Михаил, ваш вопрос звучит настолько категорично, что мне кажется, будто я должен назвать конкретную дату выхода книги в свет. Сделать этого я пока не могу, хотя какие-то попытки уже предпринимал. Меня утешает то, что читатели ждут, но были и такие высказывания, что «там, где 500-й выпуск, будет и 1000-й!» Так что нельзя останавливаться, я правильно понимаю? Могу только сказать, что хотел бы к своему 70-летию издать книгу  прежних публикаций и посвятить её светлой памяти дорогих моему сердцу родителей. Ну, а там – как получится, поживем – увидим.
 - Спасибо за интервью, желаю вам успехов и исполнения всех ваших желаний.
Беседовал Михаил Блохин,
Нью-Джерси


comments (Total: 8)

На мой взгляд, название раздела газеты "РБ" "Шахматно-шашечная школа" весьма поверхностно отражает суть дела. Да, тут есть и задачи, и диаграммы, и анализы вариантов, и конкурсы и тому подобное. Однако в руках опытного, талантливого и постоянно ищущего журналиста, каковым является Роман Василевский, эта обязательная "начинка" очень часто получает блестящее, разнообразное и иногда совершенно неожиданное обрамление. И "ШШШ" превращается таким образом в безусловное событие КУЛЬТУРЫ!
Дорогой Роман Григорьевич! Примите мои самые сердечные поздравления в связи с 10-летним юбилеем "ШШШ"!
В.Евреинов (Черноголовка, Россия)

edit_comment

your_name: subject: comment: *
Прекрасная полоса, прочитал не отрываясь. За 10 лет накоплено столько материала. Без сомнения Роман один из лучших шахматно-шашечных журналистов современности. Высказанную в интервью мысль об издании сборника избранных очерков поддерживаю и готов оказать посильную помощь. Трудность вижу в слож-
ности отбора лучших очерков из хороших. С пожеланием всех благ, К.Турий, Huntington, Suffolk county

edit_comment

your_name: subject: comment: *

Прекрасное интервью, необыкновенно интересное. Знал Романа Василевского уже пару лет, но сейчас узнал гораздо глубже и шире. Человек с интересной биографией, интересной судьбой, интересной женой, детьми, внуками.
Что еще нужно в жизни? Здоровья хочется пожелать ему и чтобы его мотор работал, как часы.

Аркадий В., Нью-Джерси

edit_comment

your_name: subject: comment: *
С удовольствием и интересом прочитал Вашу беседу, Уважаемый Роман, с Михаилом Блохиным.
Ваша спортивная рубрика всегда привлекала активных, энергичных и думающих читателей "Русского Базара" своими неизвестными для многих историями, неожиданными открытиями и интересными задачами. Не соиневаюсь, что и к следующему десятилетнему юбилею, Вы подойдёте в такой же подготовленной спортивной и творческой форме мастера-журналиста!
С признательностью, Ян Кауфман

edit_comment

your_name: subject: comment: *
Замечательный отдел!Особенно ценю его за то,что в нём публикуются не те материалы,которые "кочуют" с одного сайта на другой.Чаще всего, ведущий отдел Р.Василевский находит возможность познакомить читателей с чем-то своим,оригинальным.Именно поэтому с большим интересом жду очередного "РБ".

edit_comment

your_name: subject: comment: *
Журналистская деятельность одного из самых ярких современных пропагандистов шахматно-шашечного искусства - Романа Василевского - наша общая большая удача. Теперь, когда отмечается 10-летний юбилей этого отдела газеты и одновременно сайта "Русский Базар", трудно себе даже представить, что его, не будь человека такой воли и целеустремленности, такой беззаветной преданности делу всей жизни, просто могло не быть. И как бы много мы тогда все потеряли! Потому что нет больше такого проникновения в глубинно-человеческую суть этой уникальной сферы творческого духа - во всем ее богатстве и многообразии, как это мы видим на этом сайте. И лично для меня - это аксиома, т.к. я очень хорошо помню, какой невосполнимой утратой в шашечно-журналистской жизни Харькова стал отъезд в Америку этого - такого скромного и в тоже время абсолютно незаменимого - человека. И поэтому, когда, уже приехав в Германию и получив доступ к интеренету, я вновь увидел этот такой знакомый, ни с кем и ни с чем не сравнимый, почерк творческой индивидуальности, я понял, что распавшаяся связь времен восстановлена и вновь вучит неисчерпаемым многоголосием животрепещущего бытия. Да иначе и не должно быть, когда "все начинается с любви".
Семен Беренштейн,
Гроссмейстер по шашечной композиции

edit_comment

your_name: subject: comment: *

Прочитал интервью несколько раз. На некоторые вопросы так и не получил ответ. Очень ловко интервьюируемый уходит от вопросов, его спрашивают о нем любимом, а он переходит на своих внуков, учеников. А вообще, если быть откровенным, интервью получилось динамичным, легко и с интересом читается, и мне кажется, что даже люди не знающие этого человека так хорошо, как Владимир М. согласятся с его мнением.
Поздравляю и желаю всего самого светлого в жизни и творчестве!
Ваш Игорь Т.

edit_comment

your_name: subject: comment: *

Отличное интервью, говорю это, как человек, хорошо знающий Романа Василевского много лет и как журналиста, и как тренера, и как умного и очень милого человека.
Поздравляю с юбилеем!
Здоровья и многих лет успешного процветания юбиляру и его детищу!

edit_comment

your_name: subject: comment: *

Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir