Криминальные истории русского балета
Культура
ОЛЕГ ВИНОГРАДОВ.
ЛЕГЕНДЫ И ФАКТЫ
Сегодня весь балетный мир земного шара обсуждает нападение на Сергея Филина, в прошлом – премьера, а теперь художественного руководителя балета Большого театра. Возвращаясь после спектакля домой, Филин не мог открыть ворота во двор дома, в котором он живет. Пока он возился с дверью, его окликнули по имени. Филин повернулся. Мужчина плеснул ему в лицо серной кислотой. С трудом добравшись до будки охранника машин на стоянке, Филин попросил о помощи... Его привезли в больницу с ожогом третьей степени, жизни его ничто не угрожает, главный вопрос в том – спасут ли зрение. На это уйдет не менее полугода.
Я смотрела русскую телевизионную программу «Пусть говорят», где обсуждали случившееся. На вопрос ведущего: «Были ли такие случаи в жизни балетного театра до сих пор», Анастасия Волочкова ответила уверенно: «Нет». Я даже закричала в экран компьютера: «Как – нет! Настя, что ты говоришь! Ты забыла!»
Действительно, произошедшее событие так кошмарно, что людям кажется – такого никогда не было.
Было.
Начну с самого «невинного». В 2011 году вынужден был уйти в отставку Геннадий Янин, танцовщик и заведующий труппой того же Большого театра: в интернете появился сайт, на котором были выложены компрометирующие его порнографические снимки. Кто-то хотел убрать возможного кандидата на пост художественного руководителя. Кто это сделал?..
В 2004 году на талантливого хореографа Георгия Алексидзе напали в центре Москвы, когда он возвращался после премьеры своего балета в «Новой Опере». У него не просто отняли деньги - его покалечили так, что Алексидзе почти потерял зрение, его здоровье до конца жизни так и не восстановилось. После этого нападения тяжело больной Алексидзе прожил всего четыре года.
В том же году во время поездки в Чехословакию пропал без вести известный хореограф Дмитрий Брянский, художественный руководитель балета Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко (на его место был позднее приглашен Сергей Филин, возглавивший затем труппу Большого театра). Через несколько лет розыски дали результат: Брянский решил открыть бизнес совместно с русским, проживающим в Чехословакии. Брянский привез с собой из России большую сумму денег. Партнер убил хореографа и закопал тело в лесу. Это преступление раскрыли, поскольку к поискам подключились обе страны.
А кто напал на Алексидзе?..
Серия криминальных событий, связанных с балетным миром, началась на моей памяти в 1995 году с «наезда», как теперь говорят, на Олега Виноградова.
Олег Виноградов – очень интересная и, как показывает история, очень значительная фигура в жизни балета Мариинского театра. Но жизнь балетного театра в России так заметно и резко меняется, что прошлое как-то уходит из поля зрения современных людей и, более того, подвергается не всегда справедливым оценкам современных историков и критиков. Современные историки театра порой не просто занимаются переоценкой прошлого (что проделывают с прошлым все поколения), но и игнорируют факты, если те не соответствуют их теориям. Фигура Виноградова, около 20 лет стоявшего во главе балетной труппы в конце ХХ века, постепенно окружается умолчаниями и легендами, не всегда доброжелательными. Заслуги Виноградова приписывают следующим руководителям. В то время как именно Виноградов сделал очень многое для развития русского балетного театра в тот самый радикальный момент, когда открылись двери на Запад.
Его политика в развитии русского балета шла двумя путями. Во-первых, он стремился расширить репертуар театра, добившись разрешения заключать договоры с западными хореографами. Мне приходится встречать укоренившуюся в России точку зрения, что новый взлет творческой жизни балета начался с 1996, когда при новом руководстве Махара Вазиева в репертуаре театра появились балеты Баланчина.
В таком случае, новая эпоха в жизни балета Мариинского театра началась в 1989 году, когда Виноградову удалось заключить договор на постановку «Темы с вариациями» Баланчина. Затем последовали «Шотландская симфония», «Аполлон Мусагет» Баланчина, «В ночи» Джерома Роббинса, балеты других западных хореографов. По инициативе Андриса Лиепы, в репертуаре театра появились балеты Михаила Фокина.
Понимая, что одновременно с освоением современного мирового репертуара надо было как-то поднять интерес труппы к исполнению классических балетов, Виноградов сделал свою редакцию «Лебединого озера», не во всем удачную. Но когда при Вазиеве Сергей Вихарев стал реконструировать первоначальные постановки Петипа (тоже – не всегда удачно), он преследовал ту же цель, что и Виноградов: дать труппе возможность почувствовать по-новому затанцованные классические балеты. Именно Виноградов с момента прихода в труппу сделал ставку на молодых танцовщиков и стал поручать им главные роли (за что его возненавидели артисты старшего поколения и ненавидят до сих пор, судя по статьям, которые я читаю в русской прессе). При нем выросло поколение замечательных русских танцовщиков, не преувеличиваю – замечательных. А в конце своей работы в театре Виноградов выдвинул молоденьких танцовщиц Ульяну Лопаткину и Диану Вишневу, ставших сегодня звездами мирового балета. Виноградов дал Диане Вишневой, еще ученице балетной школы, станцевать Китри в балете «Дон Кихот» с труппой (в то время – лучшей в мировом балете) Мариинского театра и поручил ей роль Золушки в своем одноименном спектакле на премьере в Корее. Когда в 1996 году Вазиев, бывший до этого премьером театра, стал фактически руководителем труппы, он пошел по пути, уже предложенному Виноградовым, развивая идеи Виноградова в новых условиях.
Почему Виноградов оставил театр? Что произошло в 1995 году?
В 1995 году на Виноградова был произведен «наезд», как я писала в начале статьи. Сначала был арестован директор театра Анатолий Мальков - за то, что он якобы брал взятки от канадского импресарио Джона Криптона. Я была в то время в Петербурге и видела эту сцену ареста, передаваемую телевиденьем. Мальков сидел за столом в своем кабинете, заваленным толстыми пачками американских долларов (говорят, эти вмонтированные в передачу пачки денег до сих пор появляются в разных телевизионных программах). Затем арестовали Виноградова, предъявив ему обвинение в якобы нелегальном провозе денег из-за границы. Виноградова через три дня отпустили, он вернулся в театр и продолжал работать. Но слухи и домысли распустили по всему миру. Эта долгая история вкратце сводилась к следующему. Виноградова выживали из театра криминальным способом. Ограбили квартиру, его самого избив, затем кто-то вставил в лампу на его рабочем столе в театре ампулу со специальным газом, который вызвал у Виноградова сердечный приступ, похожий на глубокий инфаркт. Виноградова спасли. Но, в конце концов, он решил не подвергать свою жизнь риску, ушел из театра и уехал в Америку, где под его руководством существовала в Вашингтоне школа русского балета, и возглавлял несколько лет балетный театр в Сеуле.
А когда суд оправдал Малькова и Виноградова, удостоверившись в ложности сфабрикованных обвинений, об этом скромно сообщалось в небольшой заметке в одной из газет «из зала суда». Дескать, вся история – это столкновение КГБ и УВД, а невинные директор и хореограф попали в эти склоки, «как кур в ощип». Публично никто не извинился перед главой балета Марииского театра, дело замяли. Разветвленной сети интернета еще не было, а в легендах остался слушок об увольнении Виноградова в связи с финансовыми махинациями. И современные историки балета опираются на эти слухи.
Виноградов на самом деле не только не был уволен, но еще несколько лет числился в бумагах театра официально художественным руководителем балета. Хотя на самом деле с 1996 года балетом руководил Вазиев, занявший пост заведующего труппой. Надо заметить, такое несоответствие официальной должности и фактического положения Вазиева в театре привело в дальнейшем к конфликту. Добиваясь изменения своего официального статуса, Вазиев в 2008 году подал заявление об уходе из театра. Гергиев не захотел назначить Вазиева художественным руководителем труппы, и Вазиев уехал работать в Милан. Официально должность художественного руководителя балета Мариинского театра до сих пор никто не занимает. Но это уже совсем другая история.
Кто «заказал» покушение на Виноградова, осталось неизвестным. Возможно, когда-нибудь правда выйдет наружу. У истории есть свои неожиданные детективные ходы.
Что касается нападения на Филина, то, скорее всего, «заказчика (ков)» найдут. Благодаря интернету, нападение получило мировую огласку. Трудно будет замять этот криминальный инцидент, как замяли преступные акции против Виноградова и Алексидзе.
Как может такое случаться в балетном театре? Что ж, театр – часть жизни общества и испытывает на себе его воздействие. Трагедия заключается в том, что криминальные силы вторгаются в театр, миссия которого в России всегда заключалась в том, чтобы прививать обществу понятия нравственности и красоты.
Фото Нины Аловерт
comments (Total: 4)
сравнение с Киров-балетом, как он раньше назывался, не
идёт- это просто убожество, то же можно сказать и про Большой балет. Что Виноградову не могу простить- то что
что продал это гордое имя Киров-балет США.