Что такое «Фандараст»?
Интересно, как отреагируют наши читатели мужского пола, если рядом с их именем вдруг появится слово “фандараст”? Наверняка озадачатся, а, подумав, могут и обидеться, потому что начало этого словечка похоже на сокращение “фантастического”, ну а то, с чем созвучно окончание, напрашивается само собой... Большинство жителей Грузии ещё пару-тройку месяцев назад отреагировало бы точно так же, но теперь уже вся страна знает, что обозначает этот самый “фандараст”. Ведь он звучит каждый день со страниц прессы и с телеэкранов, на митингах и даже в песне. И непременно в сочетании с фамилией главы непризнанной республики Южная Осетия – Кокойты.
Впрочем, сам Эдуард Кокойты на звучание этого слова оскорбляться не должен, а вот смысл – обидный. На его родном осетинском языке оно означает “счастливого пути”, “прощай”, “иди с миром” и даже “скатертью дорога”. Но на всех остальных языках, на которых говорят в Грузии, получается нечто оскорбительное. И с этой точки зрения можно признать, что решение грузинских властей вставить “фандараста” в название нового антисепаратистского общественного движения было почти гениальным. Тем более что сделано это в ответ на лингвистическое изыскание самого Кокойты. Поскольку в грузинском алфавите нет чистого “ф”, южноосетинский лидер сказал как-то, что в Тбилиси – “педералы”, предлагающие “педерацию”. И вскоре получил в ответ “фандараста”. Впрочем, выберемся из филологических дебрей и повнимательней присмотримся к новому движению, объявившему: оно сделает то, что никому не удаётся уже много лет, - мирным путём вернёт Южную Осетию в лоно Грузии.
Дело в том, что у этого мятежного региона сейчас две администрации: в Цхинвали - руководимая Кокойты и в населённом грузинами селе Курта, возглавляемая бывшим премьер-министром цхинвальского правительства Дмитрием Санакоевым. Около года назад его привезли из России тбилисские власти, решившие использовать многовековой принцип “разделяй и властвуй”. Они провели в неподконтрольных автономии сёлах референдум и даже альтернативные выборы президента Южной Осетии. Победивший на них Санакоев принёс присягу на осетинской Конституции, но именуют его всё-таки не президентом, а главой временной администрации.
То, что в Цхинвали его считают “власовцем”, - естественно, но “карикатурой и марионеткой” этого ставленника Тбилиси называют многие и в грузинской оппозиции. Даже среди скандальных заявлений недавно арестованного экс-министра обороны Ираклия Окруашвили было такое:
“К кампании в поддержку Санакоева были подключены и мои друзья. Они работали, чтобы он стал альтернативным президентом, но всё оказалось блефом и фикцией”. Тем не менее Санакоев вовсю старается привлечь на сторону грузинских властей симпатии тех осетин, которые не в восторге от режима Кокойты, и кое в чём преуспел. А теперь, для того, чтобы ещё сильнее расшатать этот режим, создано движение “Кокойты, фандараст!”
Впервые этот слоган изумил Грузию в июле, на организованном правительством Саакашвили Всеосетинском съезде. А через пару недель, когда к нему попривыкли, было презентовано и само движение, которое возглавил брат “временного президента” Владимир Санакоев.
Вообще-то он уже стоял во главе другого движения, но название там было уж больно рутинным – “Народ Южной Осетии – за мир”. А тут, собрав людей под эффектным “фандарастом”, он разъяснил, кого и зачем он объединяет: “В движение включено осетинское и грузинское население, проживающее как в Грузии, так и за её пределами. Нас поддерживают и цхинвальские осетины, но из-за страха они не могут открыто противостоять тамошнему режиму... Они очень нуждаются, а управлять бедными и запуганными людьми очень просто.... У нас есть реальная сила, и мы сможем свергнуть Кокойты... Но мы не собираемся воевать автоматами и танками – наши методы будут исключительно мирными... Кокойты – убийца будущего Южной Осетии, его действия направлены на то, чтобы отправлять молодёжь в окопы, на страх и кровопролитие... Должен прийти конец бесчинствам маленького тирана... Мы предупреждаем Кокойты: ему давно пора уходить. Это - единственное благо, которое он может сделать для многострадальных южных осетин... Сегодня мы говорим: “Кокойты – фандараст, счастливого пути, Кокойты!”.
Как по мановению волшебной палочки у нового общественного движения появились не только майки с символикой, отлично отпечатанные плакаты для городских улиц, транспаранты для частых митингов, но и штаб-квартиры во всех уголках Грузии, сайт в интернете и даже видеоклип, в котором популярный рэппер использует мелодию осетинского народного танца “Симд”. Призыв “Кокойты, фандараст!” не сходит с экранов тбилисской телекомпании со многоговорящим названием “Алания”(“Осетия”), которая очень профессионально ведёт контрпропаганду против цхинвальсского режима. И именно она сообщила, что состоялся 3-дневный семинар для активистов движения «Кокойты, фандараст!». Они “разработали и рассмотрели различные проекты будущего обустройства Южной Осетии и приобретённые знания передадут всем своим соратникам в этом регионе”.
Правда, семинар почему-то провели не в южноосетинских горах, а на черноморском побережье Аджарии. Наверное, оно более приятно для учёбы. Но примечательно другое: “Опытом мирной борьбы за демократию поделились грузинские и иностранные специалисты”.
Вот это уже заставляет задуматься. Как и то, откуда берутся деньги на всё перечисленное выше.
“Кокойты, фандараст!” очень напоминает “Кмару” – отлично организованное и хорошо спонсируемое антишеварднадзевское молодёжное движение. Оно было создано на американские деньги и прекрасно подготовило почву для “розовой революции” в Тбилиси и “пальмовой революции” в Аджарии.
В России и Южной Осетии утверждают, что возглавленное Санакоевым движение создали спецслужбы Грузии, и называют его “оранжево-розовой гидрой”, а запланированного им мирного марша на Цхинвали попросту испугались.
“Имея перед глазами опыт Сербии, Грузии, Украины, Аджарии, Киргизии и Узбекистана”, окружение Кокойты утверждало, что из-за спин участников марша появятся грузинские войска. Или, в крайнем случае, будут вооружённые провокации, которые дадут повод Санакоеву призвать Тбилиси на помощь южным осетинам. Пугали и тем, что “оранжевая соросовская организация” может разбить палаточный лагерь на окраине Цхинвали и “вещать о своих пожеланиях с помощью колонок и мегафонов”. Поэтому цхинвальские милиционеры готовили щиты, резиновые дубинки, водомёты и даже слезоточивый газ.
Не осталась в стороне и Россия, покровительствующая Кокойты. Она уже заменила свой миротворческий контингент в этом регионе на профессионалов, имеющих боевой опыт в Чечне и других “горячих” точках. И те показательно участвовали в цхинвальском параде в честь Дня независимости Южной Осетии, который прошёл перед предполагаемым маршем “оранжевых”.
А члены движения “Прорыв” привезли из России 11 тысяч икон, которые собирались раздать манифестантам, “призывая их отказаться от своих намерений”. Но марш не состоялся – противники Кокойты не пошли на обострение, доказывая, что выбрали мирный путь.
Однако вскоре самолёт разбросал над Цхинвали листовки с эмблемой «Кокойты, фандараст!», а Санакоев объявил, что офис его движения начал действовать и в этом городе и прокламации распространяют уже непосредственно “наши активисты, наши сторонники”. А ещё новое движение проводит конкурс на проект памятника грузино-осетинской дружбе, который планируют установить в зоне конфликта. Там же завершатся и акции-концерты звёзд грузинской эстрады, которые проходят сейчас по всей Грузии.
В общем под знаменем со словом “фандараст” всё мирно, красиво и пристойно. Но на листовках, разбросанных в Цхинвали, уже появилось другое слово - “фагу”. По-осетински это означает “хватит”. Как и “кмара” на грузинском. Однако развернуться, как в Аджарии, энергичным и хорошо спонсируемым молодым революционерам может помешать самое главное обстоятельство - при Звиаде Гамсахурдиа в Южной Осетии пролилась кровь. В Аджарии, населённой этническими грузинами, крови не было.
Впрочем, создатели подобных движений не привыкли бросать деньги на ветер. “Кокойты, фандараст!” продолжаёт звучать над Грузией в полную мощь, и у провозглашающих этот лозунг - всё ещё впереди. Тем более что “опытом мирной борьбы за демократию” с ними вновь делятся иностранные специалисты.
comments (Total: 4)
Здесь 'æ'(вторая буква в слове) - это звук на букве 'о' в русских словах 'мосты', 'поля' и т.д.
(ударение падает на первую букву 'а', а вторая 'а' читается без редуцирования, т.е. так же, как в алфавите)
***
'Фæндáрашт/-ст' - это составное слово состоит из двух компонентов:
- 'фæндаг'(путь, дорога; посколько исторически звук 'ф' восходит к звуку 'п', а окончание '-аг' - позднейшее наращение(со значением предназначения), то мы получаем слово 'ПАНД/ПАНТ', т.е. так звучало слово 'фæндаг' в древности) и
- 'рашт/раст'(прямо, прямой; верно, верный);
--
В слове же «Кóкойты» ударение падает на первый слог,
а вторая буква 'о'произносится без редуцирования(т.е.как в алфавите);
что же касается буквы 'ы', то это не русский звук 'ы',
а звук, слышимый в слове, например, 'Александр' между 'д' и 'р'.
В русском языке
'Сидоровы' - название фамилии, а
'Сидоров/Сидоровых'-производное от нее(Сидоровых/Сидоров Александр).
Точно так же в осетинском
'Кóкойтæ'- название фамилии('-тæ'- суффикс множественности), а
'Кóкойты'- производное от нее(т.е. принадлежность 'Кóкойтæ',
от Кóкойтæ; т.е. Кóкойты Александр).