Мелкий "бес общины"
В мире
Айзек Эвентов
«Сумрачными глазами» глядел на мир и людей герой романа Федора Сологуба “Мелкий бес” Ардальон Борисович Передонов. «На улице всё казалось Передонову враждебным и зловещим».
Мелкий бес этнической неприязни вылезает из своего угла перед каждыми выборами в Израиле. И он тоже смотрит на другую “улицу” ревнивыми и недобрыми глазами.
О нечистой силе, которую лучше бы вообще не упоминать в контексте предвыборного противостояния светских и религиозных израильских партий, неожиданно заговорили именно на той, другой стороне. СМИ процитировали выступление Арье Дери - одного из лидеров ШАС, партии иудейских ультраортодоксов сефрадского, то есть, афро-азиатского происхождения. На закрытом партийном мероприятии в Петах-Тикве Дери сказал:
“Вот говорят, что ШАС вновь выпускает “общинного беса”. Ну и что? Стесняться тут нечего. “Наш дом Израиль” тоже партия, ориентирующаяся на репатриантов из бывшего СССР, но никто не говорит, что это – “общинный бес”. Отчего же? Белый это – красиво, а черный – некрасиво?! Повторяю, нечего этого стесняться. Мы представляем сефардов и гордимся тем, что представляем сефардов”.
“Стесняться нечего”, - сказал Дери, имея в виду не только общинную гордость. Нечего стесняться и в тактике предвыборной агитации, в очередной раз решили в ШАС.
Этой зимой по Тель-Авиву и другим городам центра страны ходят маршрутные автобусы, борта которых заклеены стикерами со словами: “Только сильная партия ШАС предотвратит ассимиляцию”. Однако лицо, изображенное на плакатах не принадлежит ни одному из трех лидеров этой партии – ни Арье Дери, ни Эли Ишаю, ни Ариэлю Атиасу.
Человек в черной ермолке – председатель партии “Наш дом Израиль” Авигдор Либерман. По идее авторов, он, “русский”, олицетворяет собой угрозу полной ассимиляции, от которой народ Израиля может спасти только ШАС. А кипа на голове светского политика (изображение выдернуто, вероятно, из какого-то снимка, сделанного на траурной церемонии, где, по традиции, все участники обязаны покрывать головы –А.Э) должна лишний раз подчеркнуть, что враг всего истинно еврейского умеет хорошо маскироваться...
Автобусы, украшенные коварно улыбающимся Либерманом – лишь часть агрессивной кампании ШАС, направленной против русскоязычных израильтян. Одновременно предвыборный штаб партии запустил видеоролик, главный посыл которого гласит: “Либерман – по-русски: это – не еврейское государство”. Дескать, лидер партии НДИ, говорящий со своими избирателями на родном языке, тем самым разрушает еврейский характер Государства Израиль.
Вопрос не просто лингвистический и состоит не в том, что сефарды в Израиле говорят на иврите, а не на языках стран и бывших колоний, откуда репатриировались их семьи – арабском, французском и фарси. Дело тут не в языке, а в дележе.
На одной из встреч со своими избирателями, Арье Дери в гневе воскликнул: “Ликуд-бейтену” захватили белые и русские!” В том смысле, что все реальные места в списке кандидатов в депутаты от блока партий “Ликуд” и “Наш дом Израиль” заняты евреями европейского происхождения и выходцами из бывшего СССР.
Такая забота о списках других партий выглядела бы по крайней мере странно, если не знать, как вообще стоится предвыборная пропаганда ШАС.
Исход выборов-2013 многие в Израиле считают предрешенным: победит блок Нетаниягу-Либермана, и ему будет поручено формирование нового правительства.
Так это или нет, еще, как говорится, бабушка надвое сказала. Конечно, если левые партии и движения продолжат конкурировать друг с другом и не найдут возможности объединиться, то своей победы им не видать. Тогда им останется лишь по очереди проситься в коалицию и надеяться на министерские места в правительстве национального единства, создание которого вполне вероятно. В таком случае, в новом кабинете министров может не оказаться ни одного представителя ультраортодоксов, в том числе – партии ШАС. Правительство гражданского согласия вполне может обойтись и без требовательных маргиналов.
А они ведь уже привыкли к тому, что из раза в раз выбивают себе такие важные портфели как МВД, Минстрой, Минздрав, министерство социального обеспечения и т.п. Без этих постов им не удовлетворить, извините за игру слов, свою паству. Не бывать тогда субсидированному государством строительству новых районов доступного жилья, предназначенного сугубо для религиозных семей. Не добиться щедрых дотаций для религиозных учебных заведений и детских садов. Не видать пожизненных пособий для принципиально не работающих “профессиональных богомольцев” – учащихся ешив и колелей. Не установить свои порядки в больницах, не сохранить систему записи актов гражданского состояния в руках раввинатов...
А это может привести к таким плачевным и возмутительным последствиям, как, например, начало сооружения доступного жилья для молодых семей, где оба – и муж, и жена – отслужили в армии, получили образование и работают. Или - к равномерному финансированию светских и религиозных дошкольных заведений, прекращению поборов с родителей в одних и назначению помесячной платы в других.
Или, не дай бог, к тому, что любой гражданин Израиля, даже если у него мать не еврейка, сможет заключить брак на территории свой страны. Не говоря уже о таком “святотатстве”, как право быть похороненным не у кладбищенского забора или на заброшенном участке для “нечистых кровью”, а как все люди.
Но самое страшное: отстранение религиозных политиков-шантажистов от реальной власти может привести к тому, что сотням тысяч учащихся ешив и колелей, проводящим всю жизнь в молитвах и постижении высшей мудрости, придется и служить, и работать! Если этим “вечным студентам” будет предложено самим добиваться всего в жизни и ощущать себя самостоятельной и продуктивной частью общества – пиши пропало: они уже никогда не будут послушной массой.
Вот это и есть “ассимиляция”, от которой предостерегает Арье Дери! Инструменты же для проведения необходимой предвыборной “черепно-мозговой операции” – проверенные и простые. Один – образ врага, второй – тот самый “общинный бес”. Враги – это недостойные пришельцы, полукровки и ассимилянты, наглые выскочки и снобы, лопочущие на презренном русском языке. А настоящие евреи и вообще соль земли израильской – потомки выходцев из Марокко и Йемена, Туниса и Алжира, Ирака и Ирана, Триполитании и Египта, которых защищает от нахлынувших бед и свирепствующей дискриминации исключительно партия религиозных сефардов – сильная ШАС!
И - пошел гулять бесенок этнического раздора по всему, чего достигла за почти 65 лет своего существования еврейское демократическое государство! Пусть порезвится на выборах, пусть постращает, пусть поможет вырвать министерские портфели!
Но вот незадача: это шустрый нечистый уже не нравится и в самой ШАС. На днях в интервью газете “Исраэль ха-йом” несколько влиятельных членов парламентской фракции ШАС заявили, что считают нападки Дери и Атиаса на “белых” и “русских” вредными для партии и ее электората. Выпячивание всего “сефардского” и притворный плач по “дискриминируемым”, по их мнению, унижают в первую очередь честь и достоинство самой общины. Депутаты выразили недовольство избирателей тем, что вся предвыборная работа строится на тезисах, отдающих расизмом и ксенофобией. “Компания такого рода вызывает у остальных израильтян отвращение, а нас никак не сплачивает”, - сказали противники “общинного беса на свободе”.
Арье Дери поспешил оправдаться: мол, он не хотел никого обидеть, про засилье “русских” и “белых” сказал в полемическом запале, а вообще-то считает всех израильтян своими братьями. Но взять назад первые сказанные слова не так-то просто: слишком многое за ними стоит. Агрессивность идеологов ШАС уже вызвала нечто, прямо противоположное задумке. Во-первых, “русские” еще более утвердились в намерении голосовать за партию Либермана. Во-вторых, заколебались часть выходцев из бывшего СССР, которая традиционно голосует за ШАС – верующие или просто соблюдающие традиции бухарские и горские евреи, репатриировавшиеся из бывших республик Средней Азии и Кавказа. В-третьих, сефарды, не относящие себя к ультраортодоксам, но живущие и работающие бок о бок русскоязычными израильтянами, почувствовали, что ими пытаются грубо манипулировать.
В общем, “бес общины”, израильский Ардальон Борисович Передонов, пока больше напортил, чем помог. Уж больно мелок этот бес...