Нам неведома их боль

Америка
№37 (595)

Свыше ста тысяч больных американцев стоят в очереди за донорскими органами. Ежедневно семнадцать человек умирает, так и не дождавшись пересадки. Такова печальная статистика американской медицинской ассоциации (American Medical Association - AMA).
Нехватка донорских органов может разрешиться, на первый взгляд, очень просто. Как известно, на оборотной стороне каждого драйвер-лайсенса есть специальная строка с надписью, которая переводится примерно так: «Я согласен отдать свои органы для пересадки после смерти». Если владелец под ней подписывается, то в случае его неожиданной кончины врачи изымают из тела его органы, для использования в качестве донорских. Но, к сожалению, всё не так просто.  Вот что говорит доктор Хьюго Джоуд из штата Коннектикут:
«Ежегодно на американских дорогах умирает свыше сорока тысяч водителей. Однако только 17% погибших указывали в своем драйвер-лайсенсе, что в случае своей смерти жертвуют органы нуждающимся. Для меня остается загадкой, почему американцы опасаются завещать органы смертельно больным людям? Ведь они могут спасти человеческие жизни даже после своей смерти...»
Показательный случай произошёл в штате Теннесси в прошлом году. Родителям смертельно больного 17-летнего Оразио Кельмана, который семь лет ожидал пересадки почки, сообщили, что найден идеальный донор. Им оказался 19-летний Гильермо Аварес, только что погибший в автокатастрофе. Он имел ту же редкую группу крови, что и Кельман. Это значило, что пересадка с большой вероятностью пройдет успешно. Однако вскоре выяснилось, что в своём водительском удостоверении строку о согласии стать донором покойный Аварес оставил неподписанной.
«Наша радость сменилась ужасом, - вспоминает мать Кельмана. – Доктор сказал, что к операции все готово, не хватает только согласия на пересадку органов, которое могут дать в этом случае только родители погибшего. У нас было 40 часов, чтобы найти этих людей, сообщить о кончине их сына и попросить воспользоваться его почкой...»
Разыскать родителей Авареса, которые проживали в другом штате, удалось только через четверо суток. А максимальная «жизнь» человеческой почки с момента изъятия составляет порядка 45 часов...
Шансы же найти ещё одного столь редкого донора исчислялись как один к нескольким миллионам. 17-летний Кельман скончался спустя три месяца...
Сегодня погибший в автокатастрофе человек может обеспечить нуждающихся огромным количеством донорских органов, таких, как  сердце, поджелудочная железа, легкие, кишечник, костный мозг, сердечные клапаны, почки, печень, соединительные ткани ...
«Многие люди боятся, что после смерти их в буквальном смысле «разберут» по частям, - считает калифорнийский хирург Эндрю Гриффит. – Человеку очень трудно смириться с такой страшной мыслью. Мало кто думает о том, что его смерть может продлить жизнь одному или нескольким больным. Представьте: человека уже давно нет, а его сердце, почки и печень до сих пор живут...»
Однако самая главная причина, по которой американские водители отказываются ставить “донорскую подпись” на обратной стороне драйвер-лайсенса, заключается в одном очень распространенном заблуждении: врачи не будут так эффективно бороться за жизнь потенциального донора, как того требует их долг.
«Врачи невольно будут думать, что моя смерть кому-нибудь обязательно поможет, - признается 18-летняя Шамика Уоллес, жительница Лос-Анджелеса. – Я не хочу, чтобы на меня смотрели как на коллекцию органов, а не как на умирающего, но ещё живого человека».
Людей, рассуждающих как Шамика Уоллес, в Америке миллионы. В реальности же лечащий доктор не имеет никакого отношения к вопросам трансплантации органов и в большинстве случаев даже не знает, что пациент завещал их.
«Главная цель работы любого хирурга – приложить все усилия, чтобы спасти человека, - продолжает Эндрю Гриффит. – Для нас не имеет никакого значения, является наш пациент донором, или нет. Помощь всегда будет максимально эффективной».
Очень непростой выбор порой приходится делать родственникам погибших людей. 73-летний Джером Боннер, житель штата Небраска, едва не потерял сознание, когда доктор ему сообщил, что его 40-летняя дочь разбилась насмерть, не справившись с управлением автомобиля. Он еще не успел прийти в себя, как его уже спрашивали, разрешает ли он использовать органы своей дочери для трансплантации.
«Сначала этот вопрос показался мне кощунственным, - вспоминает Боннер. – Он звучал примерно так же, как если бы доктор предложил поговорить мне о бейсболе. В тот момент я желал, чтобы ни один человек не прикасался к телу моей дочери. Не знаю почему, но я всё-таки разрешил использовать её органы...»
С того момента прошло три года. И однажды в дверь дома Боннера позвонили четыре неизвестные женщины. Они пришли навестить человека, чья дочь подарила им вторую жизнь. Двум женщинам достались почки умершей, третьей – роговая оболочка её глаз, четвертой – сердечные клапаны. «Они смотрели на меня с глубокой признательностью, - рассказывает Боннер. – Я не мог сдержать слез».
После этого случая он сам завещал свои органы нуждающимся. А с документом, подтверждающим его волю, не расставался ни на секунду.
Согласно статистическим данным, только 20% американцев согласны пожертвовать своими органами после смерти. В странах Европы этот показатель достигает 92%. В результате в нашей стране регулярно происходят трагедии, которых можно было бы избежать.
Например, в Техасе две женщины, ровесницы и хорошие подруги, попали в автокатастрофу. Одна погибла, а другой потребовалась экстренная пересадка костного мозга. Врачи намеревались пересадить костный мозг погибшей её живой подруге, однако муж последней не дал на это согласия. В итоге – ещё одна смерть.
«Представьте тяжелобольного ребенка, который мечтает только о том, чтобы ему пересадили здоровую почку, - рассказывает Том Килленвуд, сотрудник донорской организации в штате Огайо. – Каждый день он живет нашими обещаниями. Мы уверяем его, что всё будет в порядке, однако сами верим в это с большим трудом. Ребенок может ждать почку долгие годы, несмотря на то, что каждую неделю по всей стране умирают десятки потенциальных доноров, почка которых могла бы полностью изменить его судьбу...»
В 2002 году группа американских медиков выступила с призывом разрешить врачам использовать донорские органы погибших людей без согласования их родственниками. По сути дела, медики требовали, чтобы органами умершего человека полностью распоряжались врачи, что дало бы возможность спасти практически всех больных, ожидающих трансплантации.
В первую очередь предложению воспротивились многочисленные религиозные конфессии. Как известно, большинство религий трансплантацию не приветствуют. Изъятие органов мертвого человека воспринимается не иначе как глумление над его телом.
Многие американцы тоже посчитали подобную процедуру антигуманной, ущемляющей права человека. «Я не хочу, чтобы моих родственников кромсали скальпелем, какими бы благими намерениями это ни объяснялось. Они люди, и мы похороним их, как людей», - таковым  был самый распространенный ответ.
Сегодня сотни медицинских организаций по всей стране пытаются убедить людей поставить соответствующую подпись на обратной стороне своего драйвер-лайсенса. Во многих штатах удостоверения личности изготавливаются с хорошо заметной на лицевой стороне надписью Organ Donor (естественно, с согласия владельца). Однако жертвовать органы по-прежнему соглашаются очень немногие.
«Здоровые люди отделены от больных пропастью равнодушия, - сказал вышеупомянутый Джером Боннер. – Мы радуемся и наслаждаемся жизнью. Нам неведома их боль, отчаяние и предчувствие смерти. К сожалению, даже умирая, мы не даём им шанса вкусить жизни...»


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir