смерть сына миллиардера

В мире
№37 (595)

Никто не знает, убили Чингиса Гуцериева или это был редкий несчастный случай.
Чингису не исполнилось еще и 22 лет. Перед ним открывалось блистательное будущее. Окончил Харроу-скул в Великобритании, получил степень бакалавра экономики и международного бизнеса в университете Варвик в Ковентри. Сын миллиардера, он не имел никакого отношения к так называемой золотой молодёжи, не светился в ночных клубах, на вечеринках и светских тусовках. Работал в Бинбанке и в компании “Русский уголь”, одновременно заочно учился в университете нефти и газа имени Губкина. Одним словом, готовился к жизни большого бизнесмена, чтобы быть не просто наследником империи отца, а полноправным и равноправным работником.
22 августа в Москве его машина столкнулась с другим автомобилем. Каким – неизвестно. Авария была незначительная. Разошлись мирно, происшествие в автоинспекции не зарегистрировано. Придя домой, Чингис лёг спать. И – не проснулся. Кровоизлияние в мозг.
Так говорят домашние. Официальных сведений – никаких. О медицинском заключении ничего не известно.
Сама по себе такая смерть вызывает множество вопросов. Смерть сына миллиардера – тем более. А уж смерть сына Михаила Гуцериева...
Михаил Гуцериев – хозяин “Русснефти”, седьмой компании по объёмам добычи в России. В её структуре 30 добывающих предприятий, 3 нефтеперерабатывающих завода, 2 транспортных предприятия, сеть автозаправочных станций и комплексов. Кроме того, Гуцериеву принадлежат 50 процентов акций “Русского угля”, “Русской содовой компании”, “Моспромстроя”. Его личное состояние оценивается в 3 миллиарда 100 миллионов долларов.
Бизнес Михаила Гуцериева подкреплялся мощной политической подпоркой – с 1995 по 2004 год он депутат Государственной думы от ЛДПР, одно время был даже заместителем председателя Госдумы. Абсолютно лояльный власти.
Но вдруг в ноябре 2006 года Генеральная прокуратура возбудила уголовные дела по факту незаконного предпринимательства в отношении трех дочерних компаний “Русснефти”.
В январе 2007 года сотрудники милиции провели обыск уже в самой “Русснефти” и допросили Гуцериева как свидетеля.
В феврале ему предъявили обвинение в неуплате налогов.
А в мае – обвинение в незаконном предпринимательстве. И взяли подписку о невыезде.
Политтехнолог Алексей Макаркин считает, что акция спланирована и направлялась из одного центра: “У предприятия одновременно возникло слишком много проблем, чтобы это было простым совпадением”.
Да, конечно, так не бывает. Но вопрос в другом: что случилось, почему вдруг обрушились именно на Гуцериева, что он такого натворил, кому и чем не угодил?
Весьма информированный политолог Станислав Белковский причину видит в том, что Гуцериев пытался купить активы “ЮКОСа”. А это – “территория Игоря Сечина”, заместителя главы президентской администрации, председателя совета директоров “Роснефти”. И когда Гуцериеву было послано предупреждение, он будто бы отмахнулся: “Мне Греф разрешил. (Герман Греф – министр экономического развития. – С.Б.) Что фактически означает посылание в баню, - отмечает знаток кремлёвских нравов Белковский. - А поскольку Греф - явно не та фигура, которая может разрешить заползать на территорию Сечина, было принято решение лишить Гуцериева его бизнеса, и вопрос стоял лишь в том, каким методом это будет сделано... Метод Игоря Ивановича Сечина, опробованный на “ЮКОСе”, - всё забрать бесплатно... Гуцериев нарушил понятия, правила игры путинской эпохи.”
Некогда известнейший в стране политик, бывший председатель Госдумы Геннадий Селезнев, заместителем которого и был Гуцериев, подтверждает: “Это борьба не против Гуцериева, а за его актив. Не исключаю, сегодня он окажется у Дерипаски, а завтра - у “Роснефти”. Если бы Гуцериев продолжал сопротивляться, он повторил бы судьбу Ходорковского”.
30 июля Гуцериев согласился на продажу компании и подал в отставку с поста президента “Русснефти”. Но, уходя, хлопнул дверью, написал в корпоративной газете: “Мне предлагали уйти из нефтяного бизнеса, уйти “по-хорошему”. Я отказался. Тогда, с целью сделать меня более сговорчивым, компания была подвергнута беспрецедентной травле. Большего массового неуважения к закону не было в истории России и СССР”.
Потом он спохватился, напечатал покаяние: “Я хотел бы официально пояснить, что решение о продаже компании было принято акционерами без какого-либо давления”.
Однако было уже поздно. Такие заявления в нынешней России без последствий не остаются. Если у тебя отняли твой бизнес – ты должен молча смириться. А ещё лучше – вслух выразить полное понимание и готовность. Как, например, Олег Дерипаска, алюминиевый король, в интервью английской финансовой газете: “Если государство скажет, что мы должны отказаться от компании, мы откажемся. Я не отделяю себя от государства. У меня нет никаких других интересов”.
Над Дерипаской много иронизировали. Но ведь, по сути, он прав: никогда алюминиевая промышленность ему не принадлежала, равно как нефтегазовые и прочие – другим олигархам. Власть дала – власть может и забрать. А пока, между прочим, тот же Дерипаска приобрёл состояние в 17 миллиардов долларов – так чего “возникать”, в самом деле?!
Гуцериев – “возник”. Пусть даже на краткий миг. Но слово не воробей, поймают – вылетишь. Пока он был в Баку, 6 августа его  объявили в розыск. Как нарушившего подписку о невыезде.
Гуцериев не вернулся.
22 августа при невыясненных обстоятельствах погиб его сын Чингис. Тело его доставили спецрейсом в Баку. Где якобы провели вскрытие. Но о результатах ничего не известно. Местная пресса сообщила, что Михаил Гуцериев пять часов провёл наедине с телом сына в мечети.
А ещё говорят, что он не считает гибель сына случайной и будто бы сказал, что “просто так это не оставит”.
Пока же в России началась борьба за “Русснефть”. Заявку на покупку подал Олег Дерипаска. И ходят слухи, что он ещё раньше заплатил Гуцериеву 3 миллиарда. Но вдруг Дерипаска натолкнулся на сопротивление. Если это Сечин, то он заберет компанию бесплатно. То есть за государственные деньги, ведь “Роснефть” – государственная корпорация. А Дерипаска, 3 миллиарда которого могут вылететь в трубу, стерпит: сам же сказал, что готов всё отдать...
Вместе с тем, говорят, в некоторых кругах наблюдается беспокойство: а вдруг Гуцериев начнет мстить за сына? Он ведь горец. А горец с миллиардами долларов может не только горы своротить. 
Представитель Генеральной прокуратуры объявил, что Михаил Гуцериев сейчас находится в Турции.
Москва


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir