ИСПАНИЯ В НЬЮ-ЙОРКЕ: Для тех, кто любит балет

Культура
№35 (593)

Обращаюсь к тем, кто любит не только классический балет, но танец в любом его проявлении. В Нью-Йорке есть центр испанского искусства, который объединяет артистов, танцовщиков, музыкантов из Испании и из  Латинской Америки (как гастролеров, так и живущих в Америке): Repertorio Espanol. Центр показывает свои программы в Gramarcy Arts Theatre (угол 27 улицы и Лексингтон). Центр создан в 1968 году представителями испанской общины в Нью-Йорке и существует за счет поддержки этой общины, испанских организаций, частных пожертвований и публики, которая охотно посещает театр. Советую обратить на эти программы внимание.
Недавно, например, в  Арт Центре состоялся интересный танцевальный вечер. Центральной фигурой представления была  танцовщица Пилар Риоджа.  Риоджа – известная исполнительница испанских танцев, хотя родилась она в Мексике, но родители ее приехали в эту страну из Испании. Училась танцу Пилар в школах самых разных направлений, и стала не только танцовщицей, но и преподавала народный испанский танец в самых разных странах мира, в том числе, как написано в программке к спектаклю, в московском Большом театре.  Автор статьи о Пилар Риоджа пишет, что танцовщица послужила моделью русскому художнику Давиду Народницкому в создании скульптуры «Королева испанского танца». Скульптура, написано в программке, стоит на одной из площадей Москвы (я никогда ее не видела, поэтому повторяю эти сведенья за автором статьи). Скульптурное изображение танцовщицы создавали мастера и других стран.
Вечер был посвящен тридцати пятилетию творческой деятельности Пилар Риоджа. И, кроме того, это был прощальный вечер: Пилар последний раз выступала перед публикой. Риоджа танцевала испанские народные танцы разных стилей: андалузский с кастаньетами,  фламенко. Риоджа сама ставила себе  большинство номеров. Конечно, семидесяти двухлетняя танцовщица не могла танцевать сложные комбинации движений. Но благородная манера танца, выразительные руки, осанка, перестук каблуков, язык кастаньет, которым Риоджиа владеет в совершенстве, все производило впечатление, и приводило публику в восторг. Да и сам танец Риоджи был наполнен страстью.
В программе участвовала и другая танцовщица, Роксана Д’Орлеанс Жюсте, представительница другого направления в мире танца. Канадка по рождению, Роксана окончила балетную школу в Канаде, но танцевать начала сначала в  одной из испанских групп, а затем выступала как солистка  в спектаклях многих компаний танца модерн, и, прежде всего, в спектаклях знаменитого Хосе Лимона, одного из самых интересных модернистских трупп, созданных в середине прошлого века. Сейчас Роксана  стала артистическим директором «Театра Хосе Лимона».
Ее выступление был замечательным. Танец Риоджи, темпераментный, страстный прекрасно дополнялся выступлением Роксаны. В танцевальных новеллах канадки тоже была страсть, хотя обе «говорили» о ней на разных языках. Недаром и вечер получил название: «2 стиля, 1 страсть».
Наибольшее впечатление произвела на меня Роксана, правда, не  в номере Хосе Лимона  «Чаконна» (музыка Баха), а в «Негритянском ангеле» хореографа Дональда МкКайлис (музыка Манюэля Алвареза Маркиста). Номер этот, созданный в стиле прежнего танца модерн, невероятно красив. Роксана танцевала его артистично и с большой эмоциональной силой. Танец поставлен на песню, где поется: «Художник, почему на твоих полотнах нет черных ангелов? Разве они не живут в раю, как и белые?». Глядя на этот номер, я еще раз подумала о том, как отличается танец-модерн середины прошлого века от стиля нынешних авангардистов (Марк Моррис, Твайла Тарп), от их активной беготни по сцене, заменяющий танец. Хореографы прошлого, основатели школ современного танца, понимали, что такое театр, спектакль, и стремились создать произведение, имеющее пусть не всегда сюжет, но в основе – всегда законченную идею. Я бы назвала хореографию Марты Грэм и Хосе Лимона (и их прямых последователей) благородной. Они следовали на сцене своим эстетическим представлениям, и умели создавать красоту танца и сценического поведения. Конечно, сегодня другое время, а, как известно, новое время поет новые песни.
Словом, номера, которые танцевала Роксана, и сама ее манера исполнения отдавали ностальгией.
Группа музыкантов аккомпанировали большинству номеров этого танцевального вечера. В концерте принимали участие двое певцов, исполнявших испанские песни.  Вечер имел такой успех, что были объявлены дополнительные спектакли.


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir