Пенсии из Украины
Давайте для ясности договоримся. Постоянно проживающих в дальнем зарубежье выходцев из России будем называть «русскими», а аналогичных выходцев из Украины – «украинцами».
Обе эти, говоря по-американски, «национальности» имеют много общего. Но есть одно отличие, важное для темы этой статьи. Переехавшие в дальнее зарубежье граждане России показали себя куда смелее в борьбе за заработанные ими пенсии, чем такие же граждане Украины. Поэтому, при желании, первые российскую пенсию получают, а вторые - украинскую - нет.
Чтобы читателю газеты ситуация с пенсиями из этих двух стран была более понятна, следует указать и ещё на одно территориальное отличие. Если в Израиле в хлопотах о пенсиях из стран исхода, помимо самих пенсионеров, активно участвуют органы власти и многочисленные общественные организации, то в Америке, надо честно признаться, - практически никто. Плохо это или хорошо – станет понятнее ниже.
Пенсионное законодательство Украины в отношении права на пенсию выходцам из неё находится сегодня в том состоянии, в котором было аналогичное законодательство России до 2001 года, когда оно благоприятно изменилось под давлением проявившего отнюдь не собственную инициативу Конституционного суда России. И это при том, что в отношении прав на социальное обеспечение конституции обеих стран сходны. Что касается судебно-процессуального законодательства, то в Украине оно значительно консервативнее, чем в России, что, собственно говоря, и дало возможность активным «русским» добиться своего по сравнению с пассивными «украинцами».
Поскольку мы фактически ведём речь о пенсионной дискриминации граждан Украины по признаку места жительства, то почитаем, что на эту тему говорит Конституция Украины и её пенсионное законодательство (см. текст в конце материала).
Из приведённого украинского законодательства вытекает, что:
1. Между Конституцией Украины и её пенсионным законодательством существует противоречие в отношении права на заработанную пенсию её граждан, проживающих за пределами Украины. Конституция утверждает это право без всяких дополнительных условий, а закон – отвергает его, устанавливая условия для выехавших пенсионеров и ничего не говоря о праве на пенсию тех, у кого это право появилось после отъезда. То есть такой закон нужно считать неконституционным.
2. Такой неконституционный закон предлагает разрешать указанное противоречие с помощью отдельных договоров между Украиной и страной проживания её граждан, претендующих на украинскую пенсию.
3. Сама же Конституция даёт возможность разрешить указанное противоречие с помощью Конституционного суда, который должен признать неконституционность Закона о пенсионном обеспечении и потребовать его изменения в соответствии с Конституцией Украины.
Важное примечание: В отличие от украинского законодательства о Конституционном суде в аналогичном российском законодательстве право на обращение в такой суд имеют не только влиятельные государственные деятели, но и простые граждане, попытавшиеся найти правду разными способами и создавшие тем самым конкретное дело. Именно эта особенность позволила в конце концов заставить Россию платить пенсии зарубежным её гражданам.
Поскольку в Америке с получением пенсий из Украины открыто ничего не происходит, то есть смысл узнать, что в этом отношении происходит в Израиле. Там активисты разных уровней идут по трём направлениям: 1)пытаются заключить соответствующий договор между Украиной и Израилем; 2) пишут письма Уполномоченному по правам человека Украины, чтобы через него привлечь Конституционный суд к проблеме пенсионной дискриминации и изменить пенсионный закон в пользу Конституции Украины; 3) ходят по разным украинским судам с выходом, наконец, в Европейский суд по правам человека. Ни один из этих путей, хотя их активисты идут по ним уже несколько лет, на сегодняшний день никакого результата не дал.
Первого направления придерживается Комиссия Кнессета по делам алии, абсорбции и диаспоры во главе с М.Нудельманом. Из русскоязычных депутатов в неё входят также М.Солодкина, Ю.Эдельштейн, З.Элькин, И.Шагал, М.Малкиор, Л.Шемтов. Вокруг этой комиссии группируются разные общественные активисты, интересующиеся проблемой пенсий из стран исхода.
Инициатором второго направления выступил в Израиле адвокат Б. Бронштейн, которого в бытность депутатом Кнессета поддержал Р.Бронфман. Наконец, известно, что по третьему направлению идут индивидуальные активисты Я.Лесин и А.Райзенсон. В рамках двух последних направлений велась агитация за привлечение сторонников, которая, несомненно, не смогла конкурировать с агитацией Нудельмана и его коллег по идеологии.
Судя по имеющейся информации, особый всплеск страстей и споров по поводу получения украинских пенсий имел место в Израиле в 2005 г. Вот отрывок из интервью Нудельмана, данного 25 марта 2005 г.:
- Если мы уж заговорили о стариках, то давайте коснёмся и вопроса о выплате пенсий репатриантам из Украины. Похоже, вы с Романом Бронфманом в данном вопросе действуете совершенно вразнобой...
- Если откровенно, то у меня сложилось впечатление, что Роман Бронфман просто решил, как говорится, «поймать тремп» на данном вопросе, и я боюсь, что его деятельность на этом направлении может принести больше вреда, чем пользы. Как человек, который занимался контактами с Украиной на парламентском уровне, выходец из этой страны я хорошо знаю её проблемы и понимаю, что решать их нужно очень деликатно. К примеру, Украина не признаёт двойного гражданства прежде всего потому, что боится, что такое признание вызовет мощную экспансию из России. Но мне удалось договориться о безвизовом въезде в эту страну для наших стариков — им теперь выдаётся не украинский паспорт, а свидетельство о том, что они являются бывшими гражданами Украины и обладают подобным правом. Теперь давайте рассмотрим вопрос с пенсиями. Ситуация там в этом смысле сложилась парадоксальная: с одной стороны, украинская конституция признаёт, что гражданам Украины, покинувшим её пределы, следует выплачивать пенсию. С другой стороны, есть закон, по которому человеку, покидающему страну, полагается выплатить пенсию за 6 месяцев и больше Украина ему ничего не должна. Налицо противоречие между законом и Конституцией. И, наконец, с третьей стороны: Украина по-прежнему так бедна, что экономически не в состоянии выплачивать пенсии своим бывшим гражданам. Бронфман предлагает добиться, чтобы Конституционный суд Украины принял решение о выплате пенсии всем её бывшим гражданам. Не знаю, удастся ли заставить его принять такое решение, будут ли собираться на это деньги с наших стариков, но допустим, и в самом деле Конституционный суд такое решение принимает. Это значит, что Украина обязана выплачивать отныне пенсии всем своим бывшим и нынешним гражданам, проживающим за рубежом — в Штатах, России, Израиле, где угодно... В этой ситуации правительству Украины не останется ничего другого, как заявить, что, принимая решение Конституционного суда, оно не в состоянии его в данный момент реализовать и потому замораживает выплату пенсий на неопределённый период времени. И кто от этого выиграет?! Поэтому я и предложил другой выход: начать тихо-мирно сепаратные переговоры с Украиной о том, что она будет выплачивать пенсии своим бывшим гражданам - жителям Израиля. Такое решение позволяет Украине улаживать или не улаживать аналогичным образом, то есть путем специального соглашения, проблемы и с другими странами.
- Да, но Роман Бронфман утверждает, что ему удалось таким путём — угрозами обращения в Конституционный суд — заставить Латвию выплачивать пенсии своим бывшим гражданам, живущим в Израиле.
- Не смешите меня! Латвия начала платить пенсии своим бывшим гражданам после вступления в ЕС без всякого вмешательства Бронфмана. Другое дело, что под гражданами в Латвии понимаются лишь те, кто жил в ней до 1940 года. Это значит, что репатриантам, приехавшим в Латвию после 1945 года и жившим там до репатриации, пенсии не платятся. Эту проблему нам придётся ещё решать.
- На каком этапе сейчас находится решение вопроса об «украинских пенсиях»?
- Как я уже сказал, вопрос должен решиться на основе специального соглашения. Его должны выработать украинские и израильские эксперты в области пенсионного обеспечения. То есть с нашей стороны переговоры будут вести, а точнее, уже ведут специалисты из «Битуах леуми». Кстати, самое трудное было усадить за стол переговоров именно «наших» — в «Битуах леуми» очень опасались, что в обмен на свои 30-50-долларовые пенсии Украина потребует выплаты социальных пособий по старости тем, кто репатриировался в Израиль, а затем вернулся в Украину. Но я чётко оговорил, что речь идёт именно о трудовых пенсиях — а их Израиль платит и так! — после чего и начались переговоры. Так что как политик я свою работу сделал. Сейчас всё в руках администраторов.
- Так когда же люди смогут начать получать эти пенсии?
- Думаю, процесс переговоров займёт несколько месяцев. Но может и затянуться на полгода и больше...”
Адвокат Б. Бронштейн в 2005 году предложил репатриантам посылать на имя украинского Уполномоченного по правам человека Н.Карпачевой письма по разработанной им форме, где от неё требовалось направить запрос в КС Украины относительно неконституционности украинского законодательства, создающего пенсионную дискриминацию. Бронштейн также подготовил две обстоятельные статьи «Об украинском гражданстве» и «Об украинских пенсиях». Стало известно, что письменные запросы Карпачевой направили 300 человек, но, по словам её аппарата, этого мало для начала такой работы. Нужны тысячи писем.
Что происходит с активностью Лесина и Райзенсона, комментировать не буду. Ясно, что ходить из-за границы по украинским судам охотников найдётся мало.
Посольство Украины в Израиле также реагирует на хлопоты «украинцев» о заработанных пенсиях. Оно в 2005 году выпускало пресс-релизы, смысл которых очевиден: правильным является именно путь заключения договора и неверной - акция с обращениями к Н.Карпачевой.
С даты интервью Нудельмана по сегодняшний день прошло два с лишним года. И вот 20 августа 2001 г. Р.Хирик – референт М.Солодкиной - сообщила: «В 2005 году Украина и Латвия как будто признали, что они в принципе обязаны выплачивать пенсии своим бывшим гражданам. Но в 2007 году, во время официальных переговоров с адвокатом Яковом Саспортой – ответственным за заключение международных соглашений Института национального страхования Израиля, они коренным образом изменили свою позицию и отказались признать свои обязательства в отношении выплаты пенсий».
Читателям предоставляется возможность самим оценить изложенную информацию и выбрать способ действий. Автор же однозначно придерживается позиции адвоката Б.Бронштейна в том числе и потому, что власти Америки, конечно, не будут заниматься пенсионным договором с Украиной. Даже более того, автор считает необходимым внутри самой Украины начать акцию за изменение украинского законодательства о Конституционном суде по аналогии с российским, чтобы простые граждане могли обращаться в КС без посредников. А если бы не только сторонники Б.Бронштейна, но и М.Нудельман со своими сторонниками настойчиво обратились к Ющенко или Карпачевой и предложили им привести пенсионный закон в соответствие с Конституцией страны, то проблема украинской пенсии была бы давно решена.
Стоит особо подчеркнуть, что ситуация с украинскими пенсиями аналогична ситуации с израильскими «лишенцами» советского гражданства, о которых шла речь в предыдущей статье на эту тему. Опять можно и нужно требовать исполнения закона, но государственные и общественные деятели Израиля предпочитают заниматься просьбами и уговорами, стараются убедить в успешности этой провальной стратегии тех, кто на них надеется, пусть даже неумышленно, обманывая их ложными надеждами на манну небесную. Недаром в том же сообщении Р.Хирик были слова о недовольстве М.Солодкиной полученной ею «оскорбительной», по её мнению, информацией о праве «лишенцев» считаться российскими гражданами. Где ей предлагалось помочь им в общении на эту тему с российскими дипломатами. Опять получается: «Если ты не за себя, то кто...»
Пара слов о второй стороне медали. Известно, что «русские», которым в России назначена пенсия, её фактически не получают, а отдают своим обедневшим российским родственникам и знакомым. Сумма в среднем небольшая – 100-120 долларов в месяц. Пока получение её в Америке чревато неприятностями для здешних бедняков. В Украине средняя пенсия – 80 долларов в месяц. В принципе эта сумма не должна повлиять на американские социальные бенефиты. Но бюрократической возни с этим будет много.
Почему бы нашим народным избранникам в Конгрессе не озаботиться этой проблемой и не принять закон об освобождении мизерных зарубежных пенсий от понятия «доход», учитываемый при определении права на местные бенефиты? Ведь существует закон об освобождении от этого понятия пенсий и пособий из Германии жертвам Холокоста. Американским беднякам давно заработанные в стране исхода 80-120 долларов явно не помешают. Почему бы конгрессменам не сделать полезное как своим избирателям, так и чиновникам социальных учреждений, которым не придётся заниматься учётом «доходов», выявлением нарушений, их контролем, пересчётом бенефитов, перепиской и т.д., что обойдётся государству куда дороже...
Статьи Конституции:
Статья 21. Все люди свободны и равны в своём достоинстве и правах. Права и свободы человека неотчуждаемы и нерушимы.
Статья 22. Права и свободы человека и гражданина, закреплённые настоящей Конституцией, не являются исчерпывающими.
Конституционные права и свободы гарантируются и не могут быть упразднены.При принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объёма существующих прав и свобод.
Статья 24. Граждане имеют равные конституционные права и свободы и равны перед законом. Не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, по языковым или иным признакам.
Статья 40. Все имеют право направлять индивидуальные или коллективные письменные обращения либо лично обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления и к должностным и служебным лицам этих органов, которые обязаны рассмотреть обращение и дать обоснованный ответ в установленный законом срок.
Статья 46. Граждане имеют право на социальную защиту, включающее право на обеспечение их в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы по независящим от них обстоятельствам, а также в старости и в иных случаях, предусмотренных законом. Это право гарантируется общеобязательным государственным социальным страхованием за счёт страховых взносов граждан, предприятий, учреждений и организаций, а также бюджетных и иных источников социального обеспечения; созданием сети государственных, коммунальных, частных учреждений для ухода за нетрудоспособными. Пенсии, иные виды социальных выплат и пособий, являющиеся основным источником существования, должны обеспечивать уровень жизни не ниже прожиточного минимума, установленного законом.
Статья 55. Права и свободы человека и гражданина защищаются судом.
Каждому гарантируется право на обжалование в суде решений, действий или бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц. Каждый имеет право обращаться за защитой своих прав к Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека.
Каждый имеет право после использования всех национальных средств правовой защиты обращаться за защитой своих прав и свобод в соответствующие международные судебные учреждения или в соответствующие органы международных организаций, членом или участником которых является Украина. Каждый имеет право любыми не запрещёнными законом средствами защищать свои права и свободы от нарушений и противоправных посягательств.
Статья 59. Каждый имеет право на правовую помощь. В предусмотренных законом случаях эта помощь предоставляется бесплатно.
Статья 64. Конституционные права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены, кроме случаев, предусмотренных Конституцией Украины.
В условиях военного или чрезвычайного положения могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием срока действия этих ограничений. Не могут быть ограничены права и свободы, предусмотренные статьями 24, 25, 27, 28, 29, 40, 47, 51, 52, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63 настоящей Конституции.
(Заметьте, что ст.46 в этом списке нет)
Статья 150. К полномочиям Конституционного суда Украины относится:
1) решение вопросов о соответствии Конституции Украины (конституционности) законов и иных правовых актов Верховной Рады Украины;
актов Президента Украины; актов Кабинета Министров Украины;
правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым.
Эти вопросы рассматриваются по обращениям: Президента Украины; не менее сорока пяти народных депутатов Украины; Верховного суда Украины; Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека; Верховной Рады Автономной Республики Крым;
2) официальное толкование Конституции Украины и законов Украины.
По вопросам, предусмотренным настоящей статьей, Конституционный суд Украины постановляет решения, которые обязательны к исполнению на территории Украины, окончательны и не могут быть обжалованы.
Закон «О пенсионном обеспечении»
Статья 1. Право граждан Украины на государственное пенсионное обеспечение
Граждане Украины имеют право на государственное пенсионное обеспечение по возрасту, по инвалидности, в связи с потерей кормильца и в других случаях, предусмотренных данным законом. Иностранцы и лица без гражданства, проживающие в Украине, имеют право на пенсию наравне с гражданами Украины на условиях, определяемых законодательством или международными соглашениями. Пенсионное обеспечение граждан Украины, проживающих за ее пределами, осуществляется на основе договоров (соглашений) с другими государствами. В тех случаях, когда договорами (соглашениями) между Украиной и другими государствами предусматриваются другие правила, чем те, которые содержит данный Закон, то применяются правила, установленные этими договорами (соглашениями).
Статья 92 этого Закона устанавливала, что гражданам, выехавшим на постоянное проживание за границу, пенсии не назначаются. Пенсии, назначенные в Украине до выезда на ПМП за границу, выплачиваются за 6 месяцев вперед перед выездом за границу. За время пребывания этих граждан за границей выплачиваются только пенсии, назначенные вследствие трудового увечья или профессионального заболевания.
С 2003 года Закон «О пенсионном обеспечении» отменён и заменён Законом «Об общеобязательном пенсионном страховании», в котором ст. 51 с 2006 года устанавливает: В случае выезда пенсионера на постоянное местожительство за границу пенсия, назначенная в Украине, по заявлению пенсионера может быть выплачена ему за шесть месяцев вперёд перед отъездом, считая с месяца, который наступает после месяца снятия с учета по месту постоянного жительства. Во время пребывания за границей пенсия выплачивается в том случае, если это предусмотрено международным договором Украины, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины.
comments (Total: 23)
то,чем она занималась по отношению к своим бывшим
соотечественикам ...........и выплатила свой долг.