Любовные писъма Жана Оноре Фрагонара
Зачем слова?
В безбрежности лазурной
Эфирных волн созвучные струи
Несут к тебе желаний
пламень бурный
И тайный вздох немеющей любви.
Вл. Соловьёв
Вот этот тайный, но отчётливо различимый вздох любви робкой и страстной, чистой и полной желаний слышится в каждой невероятно динамичной, чувственной, радостной и грустной картине великого мастера рококо Жана Оноре Фрагонара.
...Она ждёт. Трепетно и взволнованно. Какая тревога, муки ожидания на её прелестном юном личике... А он, поднявшись по приставной лестнице и перепрыгнув через ограду, появляется с другой стороны. Он тоже взволнован – не опоздал ли?
Проникновенную фрагонаровскую «Встречу», как и другие великолепные живописные панно художника из серии «Торжество любви», - все одиннадцать полотен, сюжетные ситуации которых всегда занимательны и пикантны, – мы можем увидеть только в единственном в своём роде музее, в нью-йоркском Фрик-коллекшн. Это поистине уникальное собрание западно-европейской живописи, скульптуры и предметов декоративного искусства. Ни одного случайного или незначительного произведения. Именно поэтому «Коллекцию Фрика» называют музеем шедевров.
Основал музей, лично составляя коллекцию, Генри Клэй Фрик, self made man, т.е. человек, сделавший себя сам и вошедший в американскую историю как промышленный магнат, крупный финансист, а также крупный искусствовед и коллекционер. В музее, которому Фрик отдал свой роскошный, построенный видным архитектором Томасом Гастингсом дворец с дивными интерьерами и зимним садом, собраны шедевры Ван Эйка и Мемлинга, Эль Греко и Тьеполо, Веронезе и Ван Дейка, Тициана, Гольбейна, Рейнольдса, Гойи – всех гениев, представленных здесь, не перечислить. Здесь и Фрагонар, которому отдан большой зал. Его «галантную» серию Фрик выискивал и приобретал частями. Особенно трудно пришлось с двумя панно, украшавшими лодонский офис другого американского финансового гиганта и фанатика искусства - Моргана. Два «Фрагонара» удалось обменять на четыре ценных холста других живописцев. С тех пор они «у Фрика», и сейчас мы можем любоваться этими пасторальными, но в то же время такими жизненными сценами.
Девушка прислонилась к колонне, с вершины которой мраморный Амур будто посыпает пеплом её грёзы. «Мечты». Их не прогнать даже полной безнадёжности.
«Коронация влюблённого». Венок, сплетённый возлюбленной, стал для юноши подлинной короной: он добился, он любим, а потому он царь. Царь своей судьбы.
И, наконец, лучшее, наверно, из этой чудесной серии, созданной для столового павильона королевской фаворитки мадам Дюбарри, - панно «Любовные письма». Это полотно написано не кистью - сердцем. У возлюбленного нет слов. Все свои нежные чувства он доверил бумаге. И вот она, предмет его любви, читает его послание. А он замер в тревоге и надежде.
Секрет популярности Фрагонара и мощного воздействия его живописи на зрителя (на протяжении более чем двух веков!) конечно же, не только в виртуозном владении игривой эротикой рококо. А в постижении таинства любви, её капризов, её мук, её радости. Любви, а не лёгкого, ничего не значащего флирта. Он проник, он понял, чутким сердцем художника осознал, что есть истинная любовь.
Ещё совсем юным, в родном Грасе он полюбил свою двоюродную сестру, но в силу близкого родства молодым людям невозможно было соединиться. Тёплые чувства к кузине пронёс он через всю жизнь, украшал картинами её семейный дом, а в годы Французской революции, спасая свои любовные панно, перевёз их в Грас.
Когда ему было за тридцать, художник тяжко заболел. «Печёночная лихорадка» - так называли в ту пору гепатит, поразила его. Ухаживала за ним преданная землячка, крайне непривлекательная Мари-Анн Жерар, к заботам которой он привык и на которой впоследствии женился. Но тут судьба уготовила ему ещё одно испытание – любовь к младшей сестре жены, прелестной Маргарите Жерар - художник оставил для потомков ее полный очарования портрет. А также множество исторических и работ на тему религии, за которые был удостоен звания академика. В их числе «Христос, омывающий ноги апостолам», «Голова старика», «Отцелюбие римлянки»... Великий Дидро сказал, что «не знает художника с таким живым воображением, как Фрагонар»...
Возведенный в стилистике европейских палаццо XVIII века дворец Фрика находится в Манхэттене, на углу Пятой авеню и 70-й улицы. Добраться можно поездом метро 6 до остановки «68-я улица» или автобусами 1, 2, 3, 4 до 70-й улицы. Этот музей всякий раз заново поразит вас и доставит огромное наслаждение.