Реабилитации не подлежит
В «Русском базаре» (№ 26) опубликована статья В. Соловьева «Без вины виноватая», в которой автор задает вопрос о судьбе свастики. «Настало ли время для ее реабилитации?» - спрашивает он. Ведь не всегда она была символом только нацистского строя.
Действительно, свастика - крест с загнутыми под прямым углом (реже дугой) концами, возможно, была древним символом плодородия, солнца, скрещенных молний. Как орнаментальный мотив встречается в искусстве древних культур, а также в античном и народном искусстве. В фашистской Германии использовалась, как государственная эмблема, отличительный знак нацистской партии, олицетворяя варварство и насилие. И хотя в этом качестве свастика просуществовала всего 12 лет, она навеки вошла в послевоенную историю, как символ разбоя и уничтожения. Все прекрасное, что было в ней до прихода фашистов к власти, померкло. Присвоив свастику в качестве национально-партийной эмблемы, Гитлер навсегда лишил ее предыдущих качеств доброжелательного знака, каким его знали люди на протяжении тысячи лет. Кстати, Моген-давид (щит или шестиконечная звезда Давида) в древности был в основном нееврейским орнаментальным мотивом, но позже стал символом еврейства. Звезду можно видеть на флаге Израиля. Многовековая история еврейского народа, образование Государства Израиль неразрывно связаны с этим орнаментом (украшением).
Совсем другое дело - свастика. Вместе с фашизмом она прочно вошла в сознание сотен миллионов людей, как символ порабощения и смерти. Откормленные эсэсовцы с ее эмблемой на рукаве расстреливали миллионы ни в чем не повинных людей, душили и сжигали детей, женщин, стариков в лагерях Освенцима, Треблинки, Майданека, расстреливали в Бабьих Ярах.
Мы все еще живем под тенью Катастрофы, под тенью, которая не исчезает и не исчезнет никогда. Катастрофа - это часть биографии каждого из нас, даже тех, кто избежал этого ада. Это наша национальная история, написанная кровью наших братьев, сестер, матерей и отцов. Мир никогда не забудет злодеяния фашизма и его символ - свастику. Некоторые «исследователи» Катастрофы полагают, что с годами, когда свидетелей Холокоста не останется, историю фашизма можно будет переписать. Так воображать - это безумие. Свидетелей фашистского разбоя действительно становится все меньше и меньше. Один за другим они уходят из жизни. Время неумолимо. Еще несколько лет, еще одно, два десятилетия - и не останется никого из них. Но историю уже не изменить: вина нацистов, их идеологии и эмблемы доказаны и пересмотру не подлежат. Казалось, что после Нюрнбергского процесса над фашистскими преступниками нацистская свастика никогда не возродится, что она вместе с фашизмом похоронена навсегда. Судьба распорядилась по-другому. Снова, как в дни «Хрустальной ночи», горят синагоги и ешивы в Париже, Гааге, Киеве. Вновь убивают людей в Израиле только за то, что они евреи. Неофашизм XXI века нашел надежного союзника в лице исламских экстремистов, убивающих американцев, евреев, сжигающих людей в зданиях Нью-Йорка, Оклахомы и Вашингтона. Во многих странах бритоголовые юнцы со свастикой на рукавах устраивают погромы, их приветствием является «Хайль Гитлер». При взрыве в Московской синагоге на ее дверях они рисовали фашистскую свастику.
На еврейском кладбище в Стэйтен-Айленде 4 июля 2001 года, в День Независимости Соединенных Штатов, они перевернули и разбили десятки памятников, нарисовав свой знак - фашистскую свастику. На остановке метро Ошеан Парквей на Брайтоне они выжгли каленым железом на деревянной скамейке слова: «Мечом и крестом вешай евреев, спасай Россию», оставив свой адрес - фашистскую свастику. Если в XX веке свастика была знаком только немецкого фашизма, то в XXI она становится символом фашистских группировок США, Франции, России, стран Прибалтики. Ни одно их гнусное деяние без свастики не обходится. Ее используют и националисты. На одном из судебных процессов в России, где судили хулиганов за их антисемитские выходки, один из них, отвечая на вопрос судьи, пытался доказать, что их свастика имеет другое звучание, чем фашистская. «Мы не расисты, мы русские националисты, но Гитлер и свастика нам нравятся».
Катастрофа произошла 60 лет тому назад, и сегодня можно услышать, что пора уже, что называется, подвести черту под этим прискорбным событием, что интерес к нему постепенно иссякает, что выветрился заряд ненависти, который всадил в свастику Гитлер. И, как пишет автор статьи, «тихой сапой свастика уже прокрадывается в новый мир». В этом нет ничего нового. Реабилитировав свастику, можно приступить к реабилитации фашизма. Появляются статьи и книги, авторы которых пытаются доказать, что и Холокоста не было, что фашизм был человечен. Профессор американского Северо-Западного университета Альберт Бутс пишет о Катастрофе, как о «мифе XX века», английский историк Дэвид Ирвинг утверждает, что не жгли евреев в газовых топках Освенцима.
Как и миллионы людей, свастику погубили фашисты. Никогда уже бывший орнамент не будет символом солнца и плодородия. Фашизм приговорил его к смерти, и таким он останется навечно в памяти человечества. Как и зверствам фашизма, свастике нет срока давности. Напрочь связанная с нацистской Германией, она несет долю ответственности за преступления людей, которые присвоили этот древний мотив и сделали своей эмблемой.
В. Соловьев пишет, что «свастика без вины виноватая», но, являясь символом фашизма, она реабилитации не подлежит. Никогда. Такова ее судьба.
comments (Total: 17)