Спроси меня, как
Мир страстей человеческих
Помните, как в 90-х годах по улицам городов и весей Израиля ходили оптимистичного вида граждане со значками с надписью: “Хочешь похудеть? Спроси меня, как”? Изобретатели этих значков почему-то не подумали, что страдающие ожирением люди вряд ли буду советоваться на улице с первым встречным. Кстати, внешний вид торговцев чудодейственным средством свидетельствовал о том, что их худоба - скорее результат беготни по улицам и низких доходов, чем плоды лечения.
Все это называлось “многоуровневый маркетинг” и давало возможность его организаторам неплохо заработать. Что же до продавцов, то лично я знал даму, которая за месяц работы умудрилась заработать аж 20 шекелей. После чего она решила резко сменить род деятельности.
Постепенно “многоуровневый маркетинг” практически сошел на нет. Люди перестали понимать, почему они должны покупать, скажем, косметику не в магазинах крупных торговых сетей, а с рук у подозрительных личностей. Объяснения, что “в другом месте это не продается”, уже не убеждали. А рассказы о мультимиллионерах, сделавших свой первый миллион именно на данном товаре, утратили актуальность - часть приводимых в пример богачей покинула Израиль, а часть - нашла приличную работу, и теперь после упоминания о том, что еще недавно они торговали каким-то “лайфом”, делают непонимающее лицо.
Но кое-где, в “медвежьих углах” Израиля, упомянутая система все еще жива! Конечно, тертых тель-авивцев или иерусалимцев не подрядишь на беготню с сумками, полными косметики или вечных кастрюль, - но на просторах Нетивота или Офакима еще можно найти людей, уверенных в том, что продажа “средства от облысения собак”, а то и вовсе каких-нибудь “сертификатов на право получения несметных богатств”, несказанно их обогатят.
Барух Г. хотя и обитал в Нетивоте, но считал себя тертым калачом, которого на мякине (даже если назвать ее загадочным словом “гербалайф”) не проведешь. Если уж заниматься каким-то бизнесом, - то только серьезным, проверенным...
Как-то в газете бесплатных объявлений Барух увидел объявление: “Работа - от 5000 до 7000 в месяц. Только серьезным. Не гербалайф”.
Не гербалайф? Уже интересно! Но может, это обман, и все-таки гербалайф?
Барух позвонил по указанному в объявлении телефону, и “супервайзер” его успокоил: не волнуйтесь, никто вас обманывать не собирается. Сказано не гербалайф - значит не он. Это чудодейственная китайская косметика из чистого женьшеня, собранного на сопках Манчжурии под самым носом у уссурийских тигров...
- Косметика? - скривился Барух. - Да уже сто раз пытались продавать всякую косметику!
- О, наша особая! - заверил его “супервайзер”...
Отвлекусь на секунду от рассказа и обращу внимание наших читателей на то, что воротилы “многоуровневого маркетинга” вообще испытывают тягу ко всякого рода пышным названиям. Бабушка, привозящая сумку с ершиками, чтобы разделить ее между двумя другими бабушками, называется “директором”. Командир трех таких бабушек - обычно “супервайзер”, потом идут “бриллиантовый директор”, “платиновый директор”... Венчает пирамиду обычно какой-то “генералиссимус ершиков для мытья посуды”.
Сначала Барух к предложению “супервайзера” отнесся скептически, но потом тот предложил невиданную опцию. А именно - приехать в Тель-Авив, где находится центр торговли косметикой, и поездить на машине “супервайзера” - посмотреть, как реализуется косметика. Если Баруху предложение подойдет, - то проезд будет оплачен, причем в оба конца!
Барух почесал в затылке и решил: “Надо ехать”. Заодно в Тель-Авив выбраться.
В указанный день и час Барух прибыл на автостанцию, где встретился с подтянутым и хорошо одетым “супервайзером” (по израильским меркам быть хорошо одетым - это уже очень и очень немало!). Они прошли на стоянку и сели в весьма недешевую машину.
- Будешь успешно реализовывать косметику - и у тебя такая будет! - пообещал “супервайзер”. - Только сейчас надо подождать немного, подойдет еще один человек - тоже хочет посмотреть на наш продукт...
За 10-15 минут ожидания “супервайзер” подробно рассказал Баруху о чудодейственных методах китайской медицины и о том, как они все разом воплотились в реализуемой фирмой косметике. После чего пришел еще один человек, державшийся с “супевайзером” подчеркнуто вежливо (как понял Барух, не он один заинтересовался возможностью сказочного заработка), и экскурсия по деловому Тель-Авиву началась.
Прежде всего, поехали на бывшую площадь Царей Израилевых, ныне - Рабина. Там их уже ждал человек, торжественно вручивший “супервайзеру” бумажку в 100 долларов в обмен на пластиковый кулек с косметикой. Все это добро хранилось в двух огромных баулах, которые “супервайзер” возил с собой в багажнике (а Барух простодушно полагал, что они подъедут на склад!).
Надо сказать, внешний вид косметики - баночек с кремом для лица, рук и ног, почему-то туши для ресниц и прочего - не впечатлял. Но как о старом вине не стоит судить по виду покрытой пылью бутылки, так и косметика познается только в действии. “Супервайзер” даже открыл специально для своих гостей пробники. Крем оказался как крем - мазался. Что же до туши для ресниц, то Барух абсолютно не представлял, по каким критериям ее оценивают женщины. Проверять на себе? И потом ехать почти через всю страну с накрашенными глазами? Одно можно сказать однозначно - тушь была черная.
После площади Рабина они заехали еще куда-то на Алленби, а оттуда - в район Алмазной биржи. И везде довольные клиенты (“директора”, как их представил “супервайзер”) выкладывали по сотне “зеленых” за несколько разрисованных иероглифами баночек с чудотворным средством.
- На первых этапах работы ваш доход будет составлять 50 процентов, - рассказал “супервайзер” по дороге. - Потом вы подпишете на себя работать еще несколько человек, и тогда вам вообще ничего не надо будет делать - только забирать у меня товар и передавать им. Подпишете работать на себя пару десятков человек - станете “супервайзером”, как и я, и деньги к вам потекут рекой! Основатель фирмы давно уже стал миллионером, живет в Америке...
- Дайте мне! - наконец не выдержал молчащий всю дорогу пассажир. Видимо, его прорвало. - Я возьму сразу два набора косметики! У меня есть брат, который тоже хочет этим заниматься!
- Два набора? - нахмурился “супервайзер”. - Плохо, у меня с собой для вас только два набора и есть. Ну что, хотите приехать в Тель-Авив еще раз? Тогда и заберете. Правда, сегодняшняя поездка оплачена не будет...
- Как это не будет? - возмутился Барух, в котором взыграло присущее всем израильтянам чувство справедливости (то есть наши граждане терпеть не могут, когда их, по их мнению, обижают). - Вы ведь обещали, что будет для меня набор косметики - значит, будьте добры!.. И стоимость билетов учтите!
- Ну вот видите! - развел руками “супервайзер”, обращаясь ко второму гражданину. - Придется вам удовлетвориться одним пакетом, а за следующим пускай приедет ваш брат - и его тоже подпишем.
Слова о “подписи” оказались не пустым звуком - Баруху, кроме небольшого пакета с банками и склянками, выдали договор, который он тут же и подписал, предварительно ознакомившись. В договоре говорилось, что он обязуется распространять косметику фирмы с неудобокитайским названием. Указывалась почему-то не стоимость косметики, а величина взноса, - но это уже тайны “многоуровневого маркетинга”...
Кстати, скидку ему сделали, компенсировав сумму проезда - как и было обещано. Правда, не деньгами. Просто “супервайзер” кинул в пакет Баруху еще пару тюбиков с кремом, заявив, что они страшно дорогие.
С полным пакетом Барух вернулся к себе в Нетивот и начал торговать. Продажа шла не особенно бойко, но все же какие-то женщины понемногу покупали китайскую косметику, и, надо признать, хуже от нее никому не становилось. Тушь, правда, оказалась вполне обычной, но Барух сказал, что от нее улучшается зрение. Или, по крайней мере, не ухудшается, если не смотреть сериалов по телевизору.
Крах наступил примерно через месяц, когда одна из его покупательниц побывала у сына в Тель-Авиве. Она принесла тюбик точно такого же крема, какой Барух продавал за 35 шекелей, и заявила, что у уличного торговца он стоил пять. То же самое относилось к прочим “чудесам китайской медицины”.
Испугавшись разворачивающегося скандала, Барух позвонил “супервайзеру”.
- Это подделками торгуют, - спокойно заявил тот. - Знаете, как в Нью-Йорке продают с рук часы “Ролекс” за 20 долларов?
Согласен, поддельные часы сегодня сложно отличить от настоящих. Что же до китайской косметики, купленной Барухом, то ее вообще невозможно было отличить от того, что продавали в Тель-Авиве с рук. Единственная разница заключалась в цене.
Как вы уже догадались, фокус несложный: вместе с несколькими сообщниками мошенник устраивал ажиотаж, подталкивая “клиента” к покупке дешевого товара за большие деньги. В данном случае это было сделано грамотно - клиент подписывал договор о том, что покупает именно такую косметику. Ах, в другом месте она дешевле? Вот там и покупайте, у нас свободный рынок. Только “без гарантии”, как любят пугать “супервайзеры”.
Противоядие от “многоуровневого маркетинга” только одно: если вы вдруг соберетесь заниматься подобной деятельностью, вначале спросите - “как”. И не на улице у сомнительных типов со значками, а у знающих людей...
“Новости недели”