Страна непуганых идеалистов
Туристический арест
В Северную Корею попасть можно разными способами, но чаще всего прилетают рейсами Пекин-Пхеньян. Одному Богу известно почему, но именно китайцы составляют основную часть всех немногочисленных туристов, прибывающих на эти земли. Вполне возможно, они попросту приезжают сюда позлорадствовать, сознавая, какое выпало на их долю экономическое чудо и какое не выпадет ещё ближайшие 50 лет на долю северных корейцев.
Особенности местного колорита обрушиваются на бедного неподкованного туриста (а повторно сюда уже никто не приезжает) прямо в таможенной зоне – всех без исключения иностранцев на время пребывания в стране лишают любых звуко- и видеозаписывающих устройств, любых носителей информации, будь то книги, журналы, брошюры, а также мобильные телефоны. Всё это столь любимое сердцу каждого нормального туриста снаряжение возвращают только при отбытии на родину. Фотоаппаратуру разрешают оставить, но делать кадры придётся чётко по команде гида и под надзором, как правило, двух-трёх его помощников. Любые попытки снять что-либо несанкционированное могут попросту привести к досрочному выдворению из страны. А о том, чтобы погулять по вечернему северо-корейскому городу в одиночестве или посетить достопримечательности самостоятельно, и речи быть не может, это попросту исключено.
Сразу из аэропорта туристический автобус доставляет гостей в гостиницу или небольшой отель, которые между собой отличаются разной степенью звёздности, но вот снаружи все похожи как близняшки – территория любого отеля в Северной Корее обнесена обязательным забором с электрической проволокой и системой видеонаблюдения. Выход за границу гостиничной зоны без сопровождения гида невозможен. Все маршруты экскурсий уже тщательно спланированы, и отклоняться от них строжайше запрещено, так же как и фотографировать в пути. С фотосъёмкой дело обстоит вообще необыкновенно плохо, так как официально запрещается снимать людей (особенно военных, а таковых здесь большинство), любые объекты инфраструктуры и социальной жизни корейцев, рынки, магазины и любые панорамные виды. Сразу смиритесь с тем, что ваш гостиничный номер, каким бы комфортабельным и умиротворённым он вам ни показался, тщательно прослушивается. А система освещения коридоров и выходов из здания лишает вас всяческого шанса на приватность – стоило мне сделать пару шагов в сторону от своего номера, тут же сзади на небольшом расстоянии, как будто случайно, вырастала фигура сотрудника отеля. От его дешёвой пятидолларовой улыбки веяло такой покорностью и лицемерием, что чем дольше он мне так “лыбился”, тем яснее мне становилась действительность: крикни ему сейчас кто-нибудь из-за угла, что я враг и шпион, так он задушит меня собственными руками не моргнув, а его слащавая улыбочка при этом и не шелохнётся...
Образцово-показательная программа
Пребывание в Северной Корее – это как поездка на остров дураков. А для российских граждан ещё и навязчивое воспоминание о Советской России тех самых времен, которые, надеюсь, теперь уже остались далеко в прошлом. Но, как и все люди, которым совершенно нечем гордиться, жители Северной Кореи обожают хвастаться «достижениями революции» и устраивают для всех без исключения туристов обязательные показухи. Сюда входят бесконечные остановки у портретов Ким Ир Сена, великого вождя, а портретов этих по стране в десятки раз больше, чем светофоров, и возле каждого из чудовищных «иконостасов» гид будет останавливать автобус и настойчиво советовать вам сфотографировать северокорейского предводителя во всей его красе ещё разочек. На ваши же деньги «заботливый» гид будет покупать охапки цветов и всякий раз призывать вас к возложению оных на какой-нибудь очередной мемориал Великого Учителя, отчего к вечеру первого же экскурсионного дня начнёт подташнивать. Кроме того, вас обязательно отвезут в образцово-показательный колхоз, где все детки к тому времени уже будут приодеты в национальные костюмы, а один-единственный сельский дом с телевизором и холодильником на всю страну уже будет ждать гостей. На самом же деле никаких бытовых приборов в обычных северокорейских домах не наблюдается в силу того, что в стране дикий кризис с электроэнергией, впрочем, как и с водоснабжением, и с топливом, и с канализацией. Но об этом я ещё расскажу.
Возвращаясь к показательным выступлениям северокорейского народа, стоит также упомянуть о посещении военного цирка и некрупного дворца пионеров. Что касается последних, то это - типичный пример советских ребятишек в белых рубашечках, гольфах и отутюженных галстуках на тонких шеях, которые на детский голосистый лад благодарят идейного вождя за свое счастливое детство. После четырёхчасового выступления, «смыться» с которого нет никакой возможности, осоловевшие туристы одаривают своих маленьких мучителей сладостями, походкой зомби загружаются в автобус и направляются к следующему пункту показательной программы под названием «Северная Корея – коммунистический рай», а именно – в военный цирк. Пока на крохотной сцене летают миниатюрные гимнасточки, занавес позади сцены служит экраном для показа целой серии слайдов на тему счастливой жизни северокорейских коммунистов. И все это действо сопровождается национальной патриотической песней примерно с таким текстом: «Зима. Падает снег, все спят. Снежинки, снежинки, скажите товарищу Ким Ир Сену, пусть он отдохнет. Он так много работает, пусть товарищ Ким Ир Сен поспит...». В такие минуты любому туристу, сделавшему самую большую глупость в жизни и приехавшему в Северную Корею, становится как-то особенно нехорошо и его одолевает жгучая тоска по родной России/Англии/Швейцарии/Китаю/ и т.д. Именно в эти секунды дается самое клятвенное обещание самому себе, что ноги моей больше не будет в этом голодраном коммунистическом дурдоме...
Особенности национального проживания
Как бы ни был ошеломлен турист изъятием на границе мобильного телефона и орущими отовсюду песнями про любимого вождя Ким Ир Сена, он всё равно в состоянии оценить то, что видит. А видит он по большей части удивительные вещи, и начинает казаться ему всё более отчётливо, что Северная Корея – это такой наглядный полигон истории, иллюстрирующий типичную картину жизни многих соцстран в середине прошлого века. Словно прилетел ты сюда не на современном «Боинге», а на машине времени. Итак, северокорейская обыденность пестрит абсурдными несоответствиями и представляет собой следующую картину:
Практически на каждом перекрёстке более или менее крупных городов красуется миниатюрная девушка-регулировщица в бирюзовой форме и высокой фуражке, и это при том, что насыщенностью северокорейские дороги не отличаются – если повезёт, то за всю поездку вы встретите пять-шесть легковых автомобилей. Зачем там стоят эти куколки, одному богу известно, да ещё может почившему вождю... Передвигаются по местности в основном при помощи тяглового рогатого скота и, в лучшем случае, велосипедов. Двухколёсный транспорт подлежит обязательной регистрации и имеет надлежащие номера, скотина и телеги перемещаются без опознавательных знаков. Дороги в стране фантастически кошмарные - на 90 % грунтовые, с таким количеством ям и выбоин, словно рассчитаны не на передвижение самих корейцев в мирное время, а на непроходимость для транспорта предполагаемого империалистического врага.
Как я уже говорила, в стране наблюдается жутка напряжёнка с топливом (бензин продаётся по 2,5 – 3 доллара за литр), электроэнергией и водоснабжением. Даже в крупной гостинице, где мы квартировались, свет включали только два раза в сутки (по паре часов утром и вечером), так же как и горячую воду. Обычные же городские дома водопроводом и канализацией вообще не обременены, и хоть нам этого и не показывали, но думаю, что повсеместный утренний туалет северных корейцев схож с той же процедурой в беднейших кварталах Гаваны или Дели.
Большая часть населения страны – это военные. Армейская повинность составляет здесь 10 лет (с 17 до 27), причём касается это женщин в равной степени, как и мужчин. Поэтому семьями северные корейцы обзаводятся не раньше 30 лет. Зато проблема подростковой преступности, как и преступности вообще, здесь почти не стоит.
Социальная неразвитость страны представляет собой весьма тоскливую картину – повсюду торчат серые бетонные здания; люди ужасно одеты (однако любой северокорейский костюм, даже самые распоследние лохмотья, неизменно украшает значок с изображением улыбающегося вождя); зон отдыха и развлечений, кроме домов пионеров, цирка и мавзолея, нет вообще – любой клочок земли засажен какой-то огородной снедью. Под это дело в ход идут даже железнодорожные насыпи. И всё это удручающее бесчеловечное обустройство жизни северных корейцев воспринимается ещё болезненнее на фоне бесчисленных плакатов с изображением радостного Ким Ир Сена в обязательном цветочном обрамлении. Вся страна напоминает советский колхоз типа «Дорогой Ильича» в расцвете своего упадничества – жизнерадостные плакаты еще есть, а человеческой жизни никакой уже нет...
В Северной Корее нет мобильной телефонии, доступных факсов и интернета. Многие жители даже не предполагают, какие возможности предоставляет современное развитие мирового технического прогресса и коммуникаций, а если бы и узнали – вероятно, сошли бы с ума. Магазинов в стране не существует как таковых, все купли-продажи местные жители осуществляют только на рынках. Небольшие лавочки существуют исключительно для иностранцев, однако ассортимент там значительно беднее, чем в любом сельпо самой отдалённой российской глубинки.
После девятидневного посещения Северной Кореи впечатление осталось самое мрачное. Пожалуй, трудно вообразить более неподходящее место для туристического отдыха, чем этот коммунистический беспредел, пропитанный идеологией чучхе. И если у вас ещё осталось хоть малейшее желание взглянуть на кошмарную советскую действительность годов 1930-1950-х, смело отправляйтесь в Северную Корею, но не говорите потом, что вас не предупреждали...
comments (Total: 2)