У нас в семье–супергерой!
Америка
Все чаще родители сталкиваются с тем, что их дети отождествляют себя с фантастическими персонажами из полюбившихся фильмов и мультиков. Что это – невинное баловство, буйство детской фантазии или признак зарождающегося психического отклонения? Чем опасны игры с собственным «я», и что делать родителям «детей-пауков», «вампиров», «железных людей» и прочих несуществующих, но таких реальных супер-героев?
Паукомания в младшей детской группе
В возрасте 5 лет мой племянник перестал отзываться на собственное имя, заявив маме и папе: «Вы не знали, а я - Человек-паук!!!»
За полгода до этого родители сводили его на премьеру одноименного фильма, и потом всячески потакали новому увлечению сына: покупали комиксы, шампуни и сухие завтраки с изображением человека-паука, подарили к Новому Году роскошный сине-красный костюм с развитой мышечной мускулатурой из паралона и паутинкой на мордочке... Миновали новогодние утренники, а Глеб все никак не мог расстаться с полюбившимся костюмом: играл в нем дома, отказывался снимать на ночь, карабкался по стенам и диванам, как любимый герой... Мальчик вяло поддерживал диалог со взрослыми, не особенно стремился участвовать в играх, которые ему предлагали в качестве альтернативы, однако проявлял чудеса красноречия, если тема касалась Спайдермена.
Выяснилось, что с подобными проблемами столкнулись родители и некоторых других детей. Воспитательница детского сада жаловалась, что один из подопечных пробовал ловить бабочек и есть их, а другой карабкался на подоконник, чтобы открыть окно и плавно спланировать на площадку детского сада... с помощью паутины, выдуваемой из запястья, конечно! Мальчик не сомневался в том, что наделен теми же способностями, что и Человек-паук.
- До поры до времени вы поддерживаете увлечения детей: покупаете им костюмы, ручки, носки, зубные щетки с изображением любимого героя, говорит детский психолог Ирина Липовцева - Вы и не подозреваете о том, что затянувшаяся игра может привести к шизофрении. Мультфильм – это не способ времяпровождения, а повод поговорить с ребенком, который нуждается в родительском объяснении происходящего на экране.Чисто физиологически ребенок не может долго сидеть на одном месте – в какой-то момент его интерес к происходящему на экране ослабевает. В этот момент легче всего переключить его внимание на что-то другое.
Вампирический бум
Как-то шестилетняя внучка моей соседки подошла к ней и по большому секрету сообщила, что является вампиром.
- Почему ты так решила? – опешила бабушка.
- Мне не нравится яркий свет, я люблю черный цвет и кровь.
Находчивая бабушка вышла из положения, заведя разговор с девочкой о ее родословной. Той пришлось согласиться, что ни папа, ни мама, ни бабушки и дедушки с обеих сторон вампирами не являются.
- Но вампир не может родиться у обыкновенных родителей! Значит ты – не вампир, – заключила бабушка.
Железная логика моей соседки заставила девочку задуматься. Возможно, одним маленьким «вампирчиком» стало меньше.
Только как часто взрослые готовы серьезно говорить с детьми на такие «несерьезные» темы? Легче высмеять детские фантазии либо вовсе отмахнуться: «Перерастет!».
Самое печальное, что ребенок может из них и не вырасти, ведь на популяризацию вампирской тематики работают киноиндустрия и книгоиздательский бизнес. Только в США жизни кровопийц посвящено около десятка сериалов! Все они безумно популярны среди подростков.
Американская писательница Энн Райс считается одной из зачинательниц «вампирского» жанра в литературе, однако ключевую роль в популяризации вампиров сыграла Стефани Майер с циклом «Сумерки», который впоследствии был экранизирован. Ее персонажи вызвали волну подражателей. Были изданы десятки книг, в которых простая смертная школьница, как Белла, встречала таинственного красавца, как Эдвард, и начинались страсти-мордасти, где главным моральным выбором становится: «Укусить или не укусить?».
В книгах и фильмах вампиры – это элита. Попасть в их «клуб» могут только избранные: непременно сильные, привлекательные внешне парни и девушки. У вампиров никогда не бывает проблем с деньгами или здоровьем. Среди них не бывают неудачников. Они одеваются по последней моде и не работают на скучных работах. Некоторые из них даже отказываются пить человеческую кровь. Как тут не влюбиться?
«Избегайте поступления солнечных лучей в квартиру»
В Интернете, помимо сайтов, так или иначе спекулирующих на теме вампиризма, действует «сообщество реальных вампиров» с филиалами в нескольких странах мира, где рассказывается об особенностях вампиров, средней продолжительности их жизни (создатели ресурса говорят о том, что вампиры не бессмертны, живут в среднем от 120 до 450 лет, и что «геном вампира» наделены 10-15% населения Земли) и способах достать необходимую для жизнедеятельности донорскую кровь.
Все было бы смешно, если бы не было так грустно. На одном из популярных порталов о моде и красоте выложена даже пошаговая инструкция по превращению в «реального вампира».
«Каждый вампир должен отлично разбираться в строении человеческого тела. Как вы будете пить кровь, как будете кусать человека, если и представить себе не можете, где у людей проходят артерии? В анатомическом атласе наглядно показаны те места, где начинаются артерии, как они проходят и в каком месте заканчиваются».
По-настоящему жутко становится, когда читаешь комментарии к этому тексту: судя по стилю изложения и количеству граматических ошибок, писали их преимущественно дети и подростки. Очень много просьб помочь «разыскать настоящего вампира», который мог бы «укусить и обратить», причем ребята настолько уверены в возможности найти такового, что оставляют номера своих телефонов и адреса.
Мотивация к тому, чтобы стать вампиром, у всех примерно схожа: стать сильным, могущественным, красивым, жить вечно.
Кого выбирают себе в герои мальчики?
Американский психолог, профессор Массачусетского университета, автор четырех книг о детской и подростковой психологии Шэрон Лэмб в течение двух лет опрашивала 674 мальчиков в возрасте от 4 до 18 лет, чтобы выяснить, что им нравится читать и смотреть в кино и по телевизору. Результаты исследования были представлены в докладе на 118-й ежегодной конференции Американской ассоциации психологов.
Шэрон Лэмб пришла к выводу, что подрастающее поколение имеет искаженные представления об идеале мужественности. Супергерои добиваются цели через насилие, эгоизм, пренебрежение, вызывающее поведение. Фильмы о них предлагают мальчикам две модели «мужественности». Либо ты – победитель и хозяин положения, либо – безответственный гуляка и прожигатель жизни.
Мальчикам вдалбливается в сознание: если ты не можешь быть супергероем, ты всегда можешь стать «забавным парнем», который крут своей непутевостью, безалаберностью, черным юмором и наплевательским отношениям к общественным устоям и нормам поведения.
- Супергерои из старых комиксов продвигали идеи социальной справедливости, - замечает Шэрон Лэмб, - Супермен работал журналистом. Зеленый Фонарь – железнодорожным инженером, Они отважно сражались с преступниками, но в повседневной жизни оставались обычными, в чем-то уязвимыми людьми. Новое поколение супергероев всего добивается насильственными методами, не слишком учтиво обращается с женщинами и доказывает правоту оружием. Взрослым необходимо помогать детям отличать истинные посылы мужественности от ложных.
Отвлекающий маневр
- Действительно, детки часто идентифицируют себя с героями мультиков, комиксов, фильмов, особенно их впечатливших, - признает семейный психолг и автор книг для родителей Ирина Чеснова, - Они как бы присваивают себе их силу и сверхспособности (или привлекательность). Мой шестилетний сын Гриша, например, хочет быть похожим на Железного человека. На вопрос “почему?” отвечает: “Железный человек умеет летать. Это круто”.
Другие любимые герои у современных детей: Человек-паук, Бэтмен, Бэн Тен. У девочек - феи. Подобная идентификация - абсолютная норма психического развития детей 5-7(9) лет. Таким образом идет развитие важной психической составляющей - воображения, которое расширяет мир возможностей, вдохновляет ребенка на познание и творчество. Поэтому если, войдя в “роль”, ребенок просто играет и фантазирует, не причиняет вреда ни себе, ни окружающим, как-то резко реагировать взрослым, а тем более - пытаться переубеждать, не стоит. Лучшая реакция - подыграть (“Ты - вампир? Ух ты! Ты будешь жить вечно? И тебя увидят мои пра-пра-пра-правнуки? Везет тебе! А сидеть в темноте - страшно?”. Когда игра проиграна до конца, она со временем перестает быть интересной ребенку, и он переключается на что-то новое. Ребенку надо объяснять: игра - это игра, а реальность - это реальность.