ЧП не МЕСТНОГО МАСШТАБА, или кто следующий в «расстрельном» списке?

В мире
№30 (588)

В киевском СИЗО №13 убит Олег Орлов. Его задушил сокамерник. Такие ЧП – явление в принципе не сверхъестественное, но два трупа за полторы недели, согласитесь, явный перебор. “Почерк” один и тот же – в обоих случаях спящих жертв душили с помощью “верёвки”, связанной из разорванных лоскутов майки. «Есть преступления, простить которые - преступление, и это - одно из них», - говорится в заявлении правозащитной организации “Международная Лига защиты прав граждан Украины”. С чего бы вдруг такое пристальное внимание тривиальному в общем-то тюремному событию? Но погибший Орлов проходил по далеко не заурядному делу. 

У этой всё ещё не закончившейся истории длинная предыстория. Начало 2005 года. Только-только пережившая “оранжевую революцию” Украина спешила восстановить поруганную справедливость. Григорий Омельченко прямо на сессии Верховной Рады направил депутатский запрос генеральному прокурору Святославу Пискуну и председателю СБУ генерал-лейтенанту Игорю Смешко с требованием прояснить обстоятельства незаконной продажи Ирану и Китаю крылатых ракет, известных на Западе, как AS-15, и способных нести ядерные боеголовки. Это был словно гром с ясного неба. Ведь обвинялись не какие-то там отдельные чиновники, а Службы безопасности Украины. Да ещё в преступлении, граничащем с изменой родине.
Попытки смягчить ситуацию, сведя всё к мелочной мести бывшему президенту Леониду Кучме, не сработали. Этим делом сразу же заинтересовался Вашингтон, и спустить его на тормозах уже не было никакой возможности. После недельного молчания генпрокурор согласился дать интервью газете The Financial Times и признал, что     Украина действительно переправила 12 крылатых ракет Ирану и 6 - Китаю. Но волноваться, дескать, не стоит: ни одна из ракет не укомплектована ядерными боеголовками. Как будто это что-то меняло: у Китая хватает и своих боеголовок, а Иран способен начинить их если не атомом, то “химией”. Признание Пискуна вызвало переполох не только в Америке и Израиле, но и в Японии, которая не без основания опасалась, что эти ракеты могут оказаться и у Северной Кореи.
Как же вообще стала возможной эта сделка? После распада Советского Союза на территории Украины оставалось порядка тысячи крылатых ракет “X-55”, способных поражать цели на расстоянии 3000 километров. Половину из них предполагалось передать России, а остальные уничтожить. Финансирование взяли на себя Соединённые Штаты. Что-то и в самом деле уничтожили, но большую часть украли. В 90-е годы можно было купить всё что угодно, вплоть до ядерных материалов. Только плати деньги, причём сравнительно небольшие. Например, за ракетную систему “С-300” - аналог американского зенитно-ракетного комплекса “Пэтриот”, просили всего-навсего от 10 до 20 тысяч долларов с доставкой в любую точку мира. Ну у кого, скажите, повернётся рука уничтожать то, за что готовы платить твёрдой валютой?
Торговля оружием позволяла обогатиться почти мгновенно. Временная следственная комиссия Верховной Рады, созданная в 1998 году, отмечала, что только в течение четырёх лет (1994-1997 г.г.) госслужба экспортного контроля Украины выдала 6500 лицензий на экспорт оружия, военной и специальной техники и запчастей к ним, а во внешнеторговых операциях участвовало более 114 фирм, организаций и предприятий. Вооружение продавалось 40 странам мира, причём, как правило, по весьма заниженным ценам. Лондонский Международный институт стратегических исследований сообщал, что «украинские поставки вооружений превышают реальные возможности всех мировых экспортеров оружия, за исключением США» - в среднем $6,48 миллиардов ежегодно (речь идёт о 1989-1994 годах)...
Учитывая острый международный резонанс, расследование взял под свой контроль Александр Турчинов, сменивший на посту председателя СБУ Игоря Смешко. Исходили из уже имевшихся фактов. Продажу за границу военного имущества и крылатых ракет в 1999-2001 годах осуществляла государственная компания “Укрспецэкспорт”, находившаяся под патронажем Службы безопасности Украины.  Ниточка тянулась на самый верх. Поговаривали, что в оружейной афере участвовал то ли брат, то ли близкий родственник Кучмы. Тень падала на руководство республики, а это грозило самыми непредсказуемыми последствиями.
В том, что за переброской ракет стояли СБУ, сомнений не возникало. Оставалось найти стрелочника, но своего, проверенного и надёжного, готового взять всю вину на себя. Под суд отдали “засветившегося” со всех сторон Владимира Евдокимова - директора компании “Укравиазаказ”, созданной бывшими чекистами. Его приговорили к шести годам лишения свободы. Это всё-таки лучше удавки на шее. Омельченко, который тоже служил в СБУ и хорошо знаком с тамошними нравами, продолжал собственное расследование, понимая, что Евдокимов был только маленьким винтиком в большой ракетной игре. В результате вырисовалась такая картина.
В начале 2000 года Олег Орлов, завершив сделку по контрабандной поставке в Эретрию радиолокационной станции П-14Ф (официально заказ якобы предназначался министерству обороны Румынии), приехал в Киев. По просьбе директора “Укрспецэкспорта” Валерия Малеева. Обосновавшийся в Карловых Варах Орлов, надеявшийся получить вид на жительство в Чехии, большую часть времени тем не менее проводил в Объединённых Арабских Эмиратах. Там он познакомился и с неким Хайдером Сарфразом – австралийским бизнесменом иранского происхождения, занимавшимся якобы поставками труб и газового оборудования. Но, кроме всего прочего, его очень интересовало и оружие. А на ловца и зверь бежит. Евдокимов тогда часто бывал в Турции, нащупывая рынки для экспорта вооружений. Там, видимо, он и познакомился с Орловым. Не исключено, впрочем, что их свёл Евгений Шиленко – “представитель” Орлова на Украине. Как бы то ни было, Сарфраз встретился с Евдокимовым. На “нейтральной” территории - в Венгрии.
Орлов приехал в Киев не с пустыми руками, а с контрактом от “Росвооружения” на поставку в Россию 20 крылатых ракет “Х-55”. Малеев не стал проводить его через “Укрспецэкспорт”, а поручил заняться всеми техническими вопросами дочерней фирме “Прогресс”. С этого момента, пожалуй, и начались странные вещи. Никого, например, не насторожило,  почему в контракте “Росвооружения” стоит подпись без указания фамилии и занимаемой должности? Почему крылатые ракеты оказались на армейских  складах, хотя по документам министерства обороны Украины числились как уничтоженные?
Кстати, первоначальная версия защиты строилась как раз на том, что это были «учебные ракеты», то есть просто металлолом. На этом настаивал и бывший главком украинских Военно-воздушных сил Виктор Стрельников, проходивший по делу в качестве свидетеля, и гендиректор “Прогресса” Сергей Самойленко. Карты спутал бывший командир военной ремонтной базы Александр Сатановский, рассказавший, что в конце 1999 года принимал делегацию министерства обороны Китая, прибывшую на переговоры о приобретении крылатых ракет Х-55 и Х-55СМ. А сопровождал делегацию... контрразведчик майор Бурдин.
 На очной ставке с Евдокимовым Самойленко заявил, что видит его впервые. Да, он подписывал контракт, но только после согласования с директором “Укрспецэкспорта” Валерием Малеевым. Когда же у Самойленко спросили, каким образом самолёты с предназначенными России ракетами оказались в Иране, он лишь пожал в ответ плечами.
Второй, явно напрашивающийся вопрос, почему-то не задали: что связывает украинскую госкомпанию “Прогресс” с неведомой американской фирмой “Technocality Inc”? А вопрос далеко не праздный, поскольку в апреле-мае 2000 года на счёт “Прогресса” поступило двумя платежами 600000 долларов. От этой самой американской фирмы. И за те самые ракеты (всего-навсего по $33000 за штуку). И ещё одна интересная деталь – пришли деньги не в Киев, а в Будапешт, где расположен Центральный европейский международный банк.
Впрочем, все эти и многие другие вопросы можно и не задавать. Торговлей оружием дилетанты не занимаются. И если кто-то выпадает из цепочки, то чаще всего без головы. Первым сошёл с дистанции  директор “Укрспецэкспорта” Валерий Малеев. В марте 2002 года он поехал на своей “Ауди”  в родное Запорожье, встретился со старыми друзьями-товарищами и, возвращаясь назад, попал под колёса “КамАЗа”.  Малеев скончался на месте.
В январе 2004 года, катаясь на квадроцикле, погиб и генеральный директор S.H. Heritage Holding Limited Хайдер Сарфраз. Именно его предприятие, заключившее фиктивный договор с тегеранской компанией Satake Co. Ltd. оf Nioc на поставку газотурбинного оборудования для нефтеперерабатывающих заводов, курировало доставку крылатых ракет. Оно же оплачивало и командировки украинских специалистов в Иран для технического обслуживания  ракетных установок. В том числе и самого Евдокимова. К концу 2003 года потребность в их услугах отпала: персы были уже сами с усами. Не нужен стал и много знающий Сарфраз.
На этом цепь “случайностей” не закончилась. Незадолго до ареста Орлова в Пражском аэропорту в него стреляли. Это и вынудило его принять решение о срочном вылете в Объединённые Арабские Эмираты, где он надеялся переждать смутные времена. Не получилось.
А два месяца назад попал в автомобильную аварию и депутат Верховной Рады Григорий Омельченко. Он был сбит водителем “Nissan-Almera”, когда переходил улицу, кстати, почти рядом с  регулировщиком. Омельченко отделался сравнительно легко – переломом голени. Его соратнику по сходным разоблачениям Анатолию Ермаку повезло меньше - он погиб в автокатастрофе вместе с братом три с половиной года назад. И тоже при странных обстоятельствах.
Вот и решайте после этого – случайно погиб зек Орлов или кто-то увидел в нём смертельную для себя опасность? Но почему тогда два трупа? Первого “замочили” либо по ошибке, во что трудно поверить, либо для отвода глаз – мол, обычные криминальные разборки.
Кто следующий?

 


comments (Total: 1)

Шановнi пани, покуда не названы фамилии фигурантов второго удушения (а не первого, Вы, видимо, ошиблись), весь "базаар" - не информация, а очередная операция.

edit_comment

your_name: subject: comment: *

Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir