На словах и на деле
За первые шесть месяцев 2007 года в Нью-Йорке прибавилось 18,472 квартиры, предназначенные для жителей с низким доходом и льготников. Это наивысший показатель в нью-йоркской истории. Всего за последние пять лет в городе появилось порядка 83,000 новых единиц субсидированного жилья.
Напомним, что жилищный план Майкла Блумберга рассчитан на 10 лет и его приблизительная стоимость свыше $7.5 млрд. Это один из самых больших проектов «жилищного размещения» в американской истории.
«В ближайшие годы мы должны преодолеть отметку в 500 тысяч новых и доступных квартир, - сказал Блумберг. – Нью-Йорк переживает строительный бум, так как население города постоянно увеличивается. Мы приветствуем коммерческое жилье, однако доступные квартиры не менее важны для нашей экономики».
«Субсидированные квартиры решат проблемы тысяч малообеспеченных семей, - добавил представитель HPD Шон Донован. – Для этой категории жителей проблема высокой арендной платы постепенно исчезнет».
По прогнозам социологов, количество жителей Нью-Йорка к 2030 году увеличится на 1 миллион человек. Блумберг и Донован уверены, что последовательное осуществление жилищного плана поможет эффективно справиться с перенаселением.
За прошедшие два десятилетия число ньюйоркцев выросло на 900 тысяч человек. Однако в предыдущие годы строительству нового жилья не уделялось такого пристального внимания, как сейчас. Из-за чего покупка и аренда недвижимости стала недоступна даже таким востребованным специалистам, как городские пожарники, полицейские и преподаватели.
Один из самых распространенных способов получения субсидированного жилья – знаменитая восьмая программа, не нуждающаяся в представлении. Напомним, что согласно последним данным, свыше 90% лендлордов отказываются сдавать квартиры имеющим ваучеры по восьмой программе, что идет вразрез с заявлениями мэра о доступности субсидированного жилья.
Мы попросили наших читателей поделиться собственным опытом получения льготных квартир.
Ефим
Пока еще рано подводить итоги восьмой программы, так как полугодовой срок ее действия не истек. Думаю, со дня на день мы точно узнаем, сколько ваучеров выдано и сколько из них реализовано. Вот тогда можно будет делать окончательные выводы.
С моей стороны похвалы Блумбергу не будет. В реальности процедура получения квартиры по восьмой программе порождает комплекс проблем. Мэрия неохотно повышает плату за арендуемое жилье, чеки нередко доходят до лендлорда с задержками. Одно только заполнение документов в связи с принятым ваучером требует от лендлорда целого рабочего дня. Потерянного времени, естественно, ему никто не компенсирует.
Получение субсидированной квартиры – длительная бюрократическая процедура, в которой задействованы десятки разных инстанций.
Лариса
В основном, получатели восьмой программы – это пожилые люди, которые нуждаются в квартирах, расположенных в домах с лифтом. По своему опыту скажу, что получить такое жилье сегодня нереально. Практически все квартиры, которые мне предлагали, находились на четвертом и пятом этажах билдингов без лифтов. Это означает, что подъем и спуск превратится для старого человека в ежедневную пытку. Придется больше сидеть дома и меньше выходить на свежий воздух. После двух месяцев безуспешных поисков я вернула ваучер и отказалась от восьмой программы, которую считаю большой аферой.
Марат
Лендлорды продолжают сопротивляться предоставлению субсидированных квартир. Недавно в новостях передавали, как один из американских судов отверг намерения лендлорда выселить из квартиры жильцов, имеющих ваучер по восьмой программе. Рискну предположить, что судебная власть всегда будет на стороне последних.
Найти квартиру самостоятельно очень трудно. Список жилья, которое можно получить с выдачей ваучера, в основном содержит адреса квартир в неблагополучных и отдаленных районах Нью-Йорка. Человек с большим трудом добивается ваучера, а потом попросту не знает, что с ним делать.
Елена
Для меня самая большая проблема – это фиксированная стоимость квартиры по восьмой программе. Найти 1BDR не дороже положенных $999 очень трудно. Цены на однокомнатные квартиры в хороших бруклинских районах начинаются от $1100 - $1200. Не мудрено, что, кроме дополнительных хлопот, лендлорды, сдающие жилье льготникам, ничего не получают. Каждый год к ним обязана будет наведываться комиссия с проверкой, отвечает ли помещение требованиям восьмой программы. Вследствие чего лендлорды впадают в зависимость от льготников. Неудивительно, что получение квартиры порой сопровождается взяточничеством и коррупцией.
Яков
Я получил квартиру по восьмой программе почти пятнадцать лет назад. В то время все было намного проще. Зачастую представители лендлордов сами звонили льготникам и предлагали жилье на выбор. Помню, долго выбирал между районами Дайкер Хайтс и Бенсонхерстом. В конечном счете, выбор пал в пользу последнего, так как здесь проживали мои дети. В то время много наших знакомых получили бруклинские квартиры с видом на Манхэттен и статую Свободы. Сегодня восьмая программа – это сильнейшая головная боль. Нормальное жилье можно найти только в отдаленных районах Бруклина, вроде Бушвика или Вильямсбурга.
Владислав
При наличии связей и денег можно без проблем получить квартиру по восьмой программе. Связи нужны для получения злосчастного ваучера, деньги – для неофициальных переговоров с будущим лендлордом. $10 - $15 тысяч в конверте - и понравившееся жилье станет вашим. Сумма кажется большой только на первый взгляд, в реальности она окупается уже за 2 – 3 года. Поймите меня правильно, я не сторонник взяточничества, но другого выхода сегодня нет. Как говорится, «с волками жить – по-волчьи выть». Можно, конечно, судить лендлорда по закону, ссылаясь на дискриминацию льготников. Однако еще неизвестно, чем обернется бюрократический судебный процесс.