И за спутниками проследим, и цирроз победим
Впервые за все последние годы, что США покровительствуют Грузии, интерес к этому маленькому закавказскому союзнику проявили не Белый дом, не Пентагон и не Уолл-стрит, а американские ученые. Одна из разработок их тбилисских коллег уже сейчас имеет большое значение для космических исследований, а вторая может совершить в недалеком будущем настоящую революцию в борьбе с заболеваниями, которые считаются неизлечимыми.
Столь солидная организация, как НАСА, заинтересовалась работой, которую член-корреспондент Академии наук Грузии Ролан Киладзе провел совместно с ведущим научным сотрудником российской Пулковской астрономической обсерватории Аллой Сочилиной. Они разработали новую методику, позволяющую на 100 лет вперед рассчитать местонахождение любого геостационарного спутника. Такие спутники отправляются в космос с 1963 года и должны зависать над конкретными точками экватора. Но оказалось, что это не так просто, и все они совершают весьма сложные движения вокруг тех мест, на которых должны находиться. По словам Киладзе, это происходит по двум причинам. Земля наша не является полностью круглой, и ее форма заставляет спутники раскачиваться над одной из определенных точек: над Индией или над противоположной стороной планеты - над Тихим океаном.
А еще на орбиту спутников влияют притяжения Солнца и Луны. “Описывать все это на основе старых математических методов стало невозможно и приходилось каждые полгода уточнять, где находятся спутники, куда движутся и так далее. Иначе можно было считать, что они потеряны, - говорит Киладзе. – На высоте около 36 тысяч километров они не могут тормозить потому, что там нет атмосферы. А число их постоянно увеличивается, причем на одной достаточно узкой линии. Сегодня там движется около тысячи тел, которые уже мешают друг другу. И стало известно, что именно из-за этого спутники раз в 4 года меняют скорость. В них врезаются другие малые космические тела - так называемый космический мусор. Поэтому иногда они взрываются и сами становятся космическим мусором, хотя этот факт долгое время не хотели признавать”.
Именно для того, чтобы каждые полгода не надо было отыскивать в космосе геостационарные спутники и разбираться, что там с ними происходит, под руководством грузинского ученого разработана методика, которая позволяет вести постоянные наблюдения на протяжении целого века. Естественно, что детали ее не раскрываются, но даже если бы их обнародовали, мы с вами все равно ничего не поняли бы в формулах и расчетах. А вот то, как Киладзе вместе с другой дамой – свое землячкой, доктором наук Мариной Гигвелашвили - сделал открытие в истории, вполне сможет понять каждый. Речь идет о распространении христианства в Грузии.
Летописи повествуют, что в IV веке царь Мириан, напуганный тем, что среди бела дня исчезло солнце и все вокруг покрылось мраком, начал просить помощи у своих языческих богов, но это не помогло. Тогда он обратился к святой Нино Каппадокийской, которая проповедовала христианство и излечивала больных. Та попросила своего Бога, и свет вернулся. Это чудо, после которого царь уверовал в христианство и в 337 году сделал его государственной религией Грузии, официально датируется 326 годом. Ученые всегда предполагали, что это было солнечное затмение, и поэтому Гигвелашвили и Киладзе внимательно изучили карту НАСА, на которую нанесены все полосы затмений начала IV века.
“Согласно карте, последнее затмение в первом двадцатилетии того века произошло в Западной части Грузии, а Тхотская гора, где охотился царь, была в центре этого района, - говорит Киладзе. – Первой этот факт обнаружила доктор Гигвелашвили, и в результате совместного исследования мы пришли к выводу: полное затмение Солнца произошло в Грузии 6 мая 319 года и длилось 1 минуту и 52 секунды”.
Затем астрономы обратились к труду летописца Иоанэ Зосиме. В нем сообщается, что спустя некоторое время после чуда - 1 мая, на третье воскресенье со дня Пасхи - был срезан кипарис, из которого вырезали три гигантских креста. “Мы несколькими способами высчитали, когда Пасха могла приходиться на эту дату, и получили 3 года в период царствования Мириана - 298-й, 309-й и 320-й. Последний из них подтверждает данные карты НАСА – вскоре после затмения, которое было вовсе не в 326-м”, - считает ученый. Одни историки поддержали его, другие отнеслись к открытию со скепсисом. Но астроном не огорчается: “Часть нашей общественности считает, что солнечное затмение было не чудом, а обычным природным явлением. Теперь это уже твердо установленный факт, так что ученым и духовенству придется его учесть. Ошибка во времени начала затмения может быть в полминуты, но это не принципиально. Главное - факт существует”. Однако Грузинская Православная Церковь считает его утверждения несерьезными. Представитель Патриархии протоиерей Давид Шарашенидзе заявил: «Это - личная точка зрения ученых, которая не может быть принята Патриархией, так как недостаточно аргументирована. То, что астрономы считают полным солнечным затмением, таковым не являлось”.
Ну а НАСА, карта которого стала основанием для столкновения научных и теологических концепций, в этот спор не вмешивается. Агентство заинтересовано в другом исследовании грузинских астрономов – слежении за геостационарными спутниками. Причем заинтересовано настолько, что в Тбилиси из США уже поступило предложение купить патент на это открытие.
А вот работам совсем в другой области науки – в медицине – американцы уже помогают. Еще бы, ведь дело касается обширных поражений печени, которые считаются неизлечимыми. В первую очередь - цирроза.
Сегодня единственный путь спасти человека с полностью разрушенной печенью - пересадить донорский орган. Но при этом есть масса проблем, связанных не только с нехваткой донорских органов и их совместимостью, но и с этическими и правовыми аспектами. И вот сотрудники кафедры клинической анатомии Тбилисской медицинской академии во главе с профессором Зурабом Какабадзе предлагают альтернативу трансплантации – они выделяют из отсеченного участка больной печени здоровые клетки и заставляют их работать. Такие клетки имеются всегда, или почти всегда, а значит, метод можно применять даже на самых поздних стадиях заболевания.
Так что же происходит? Выделенную ткань помещают в «биоконтейнер Какабадзе». Так в научных кругах называют небольшой участок тонкого кишечника больного, который вырезают, очищают от слизистой оболочки, кладут туда здоровую печеночную ткань и сшивают по краям. Биоконтейнер вместе с подходящими к нему кровеносными сосудами крепят внутри брюшной полости. В этом биологическом агрегате здоровые клетки печени начинают работать уже через несколько часов после операции и сводят на нет печеночную недостаточность. Со временем здоровая ткань вырастает на 15-20% и функции здорового органа выполняет весьма успешно, а иногда и полностью. “Разработка профессора Какабадзе является фантастической. Он сумел доказать, что созданная им новая печень полноценна с морфологической и функциональной точек зрения”, - считает директор германской Лаборатории медицинских исследований имени доктора Фалька профессор Хорст Дейтмар Таушел.
Но на этом чудеса не заканчиваются. Помещенная в «биоконтейнер Какабадзе» ткань дает толчок к восстановлению всего пораженного органа. Эксперименты на животных показали, что иногда больная печень восстанавливается настолько, что начинает нормально выполнять свои функции, а содержимое биоконтейнера постепенно рассасывается. Если же этого не происходит, то печень и выделенная из нее ткань продолжают работать параллельно, помогая друг другу.
Вообще-то, возможность создавать новые органы из здоровых участков пораженной ткани изучают уже давно. Но тбилисское «ноу-хау» в том, что биоконтейнер проводит процедуру внутри тела больного.
Свою работу над ним профессор Какабадзе начал еще в 1991 году, а через 6 лет впервые сделал доклад на международном конгрессе в Страсбурге. В медицинском мире это вызвало такой резонанс, что исследования признали новым направлением в регенерации органов и тканей. А сейчас тбилисцы работают в тесном партнерстве со многими прославленными клиниками мира, среди которых и Международный научно-технологический центр США. Он выделил грант, позволивший грузинам продолжать исследования за рубежом, в том числе и в Штатах.
Такую помощь трудно переоценить. “У нас нет условий для полноценных исследований, - делится доцент Леван Бенашвили. - В США и в некоторых других странах выращивают специальных лабораторных крыс с генетическими заболеваниями печени. Мы же вызываем нужные нам болезни искусственно и добиться чистоты эксперимента не удается. А когда попытались завезти животных с врожденными патологиями, то появились проблемы с таможней - попробуй, обоснуй, зачем нужно ввозить в страну больных крыс. Так что сотрудничество с зарубежными клиниками позволяет решить львиную долю наших проблем”.
Но биологический контейнер способен еще на большее - с его помощью можно создавать и новую поджелудочную железу, а это – прорыв в борьбе с такой бедой, как сахарный диабет. А еще грузинские медики начали работать над пересадкой стволовых клеток, взятых из пуповины и пуповинной крови. Это - универсальный строительный материал, помогающий омоложению и обновлению тканей. Так что понятно, почему с Тбилиси уже связался профессор Тер Бланш из клиники в Кейптауне - той самой, где более 40 лет назад доктор Бернар сделал первую в мире пересадку сердца. Он предложил провести в своем медицинском центре операцию по выращиванию новой печени в «биоконтейнере Какабадзе».
Окончательное решение пока не принято, но Зураб с оптимизмом смотрит в будущее: “Нашу разработку можно будет применять в клинических условиях уже лет через пять. Надеемся, что она окажется эффективной в борьбе не только с циррозами, но и с последствиями гепатитов а, в первую очередь - при лечении детей с генетическими заболеваниями печени”.
Да, приятно все-таки убедиться, что слухи об упадке грузинской науки сильно преувеличены. Несмотря на все драматические события, сотрясавшие страну в последнее время.
comments (Total: 3)
rogor sheizleba tqventan dakavshireba?