Танго “ЛУЗЕРОВ”
В мире
У каждой эпохи свои герои. Они умирают дважды – естественной смертью и вместе с эпохой. Как Владимир Ульянов-Ленин. Сейчас его почти не цитируют. А зря. У Ильича было немало достаточно точных наблюдений. Например, такое: «Не так опасно поражение, как опасна боязнь признать свое поражение». Эту боязнь мы наблюдаем и у Америки, и у Израиля. Израильский “лузер” Эхуд Ольмерт полетел в Вашингтон. На встречу с другим “лузером” – Джорджем Бушем. Когда встречаются два “лузера”, это не сулит ничего хорошего. Ни Соединенным Штатам, ни Израилю, ни Ближнему Востоку в целом.
Драматические события в Газе, когда ХАМАС в течение четырех дней разгромил американо-аббасовских “гвардейцев”, стали для всех полной неожиданностью. Хотя ничего неожиданного в этом нет. Результат можно было предсказать 11 сентября (поистине трагическая дата в президентской судьбе Буша) 2005 года, когда Израиль ушел из сектора Газа. И уже на следующий день в Гуш-Катифе запылали синагоги. Беснующая молодежь из всех террористических группировок, включая “пострадавший” ныне ФАТХ, плясала, как язычники, у гигантского костра, отмечая «рождение независимой Палестины».
Кстати, и путч, как его теперь называют, в Газе начался тоже одиннадцатого числа. Хамасовцы взяли в плен тысячи боевиков ФАТХа во главе с “командующим президентской гвардией” Мухаммедом Аль-Бхейси. И со всем огромным арсеналом оружия и бронетехники, полученном от Америки и Израиля. Но об этом, понятно, сейчас предпочитают не говорить. Как и том, что ФАТХ имел чуть ли не четырехкратное превосходство в людских ресурсах и вооружении.
Победу ХАМАСа ковали всем миром. Газета The Financial Times опубликовала материал о том, какую бомбу заложила ООН, создав структуру по оказанию помощи “палестинским беженцам” – UNRWA. С 1950 года численность населения сектора площадью 360 км2 увеличилась в шесть раз – с 240 тысяч до почти полутора миллионов человек. Самое интересное, что UNRWA относится ко всем, без исключения, жителям Газы как к беженцам, хотя они живут на своей территории и никуда не бежали. А раз беженцы, то, согласно международным законам, их необходимо обеспечивать жильем, продовольствием, медицинским обслуживанием и образованием.
Что мы знаем, к примеру, о премьер-министре палестинской автономии Исмаиле Ханийе? Ему 45 лет. Вырос на гуманитарной помощи. У него 13 детей, которых опять же кормило и кормит UNRWA.
Автор статьи Гуннар Хайсон провел собственное исследование и пришел к интересному выводу. «В Газе примерно 46 тысяч ровесников Ханийи, но в их семьях 343000 мальчиков до 14 лет, - пишет он. – Если бы население США размножалось с такой же скоростью, как в Газе, то оно составляло бы сегодня 945 миллионов человек вместо нынешнего 301 миллиона». Какой же вывод делает Хайсон? У этих сотен тысяч “мальчиков” нет будущего. Они могут получить только одну “специальность” – боевика или “шахида”.
Еще совсем недавно ФАТХ и ХАМАС проводили совместные операции против Израиля. В результате обстрелов “касамами” погибло 11 израильтян (ох, уж эта цифра одиннадцать). В то же время жертвами междоусобных разборок стали 600 “палестинцев”. Кланы сводят счеты друг с другом на почве кровной мести. Нередко братья режут братьев. Примечательно, что даже сами “отцы палестинской нации” вынуждены признать, что демографический взрыв превратился в тормоз палестинской государственности. Ахмед Юсуф, политический советник Исмаила Ханийи, заявил недавно в интервью каирской газете “Аль-Ахрам”, что главной проблемой стала «неспособность боевых организаций контролировать своих людей».
«В войне главное – победа, - говорил победитель Японии генерал Дуглас Макартур. - Все остальное – второстепенное». Но в Вашингтоне сделали вид, что ничего особенного не произошло. Мол, потеря Газы еще не катастрофа. На самом деле до катастрофы рукой подать. И в Ираке, и в Ливане, где правительство Фуада Синьоры не может одолеть не только “Хезболлу”, но и боевиков “Фатах аль-Ислама”.
Израиль тоже сделал вид, что события в Газе его не касаются. «У нас нет никакого желания вмешиваться в жизнь палестинцев», - написала Ципи Ливни в статье, опубликованной в газете “Аш-Шарк аль-Аусат”, выходящей в Лондоне на арабском языке.
Тем не менее эти события могут негативно отразиться на всем Ближнем Востоке. И на Хашемитском королевстве, лавирующем между иракской Сциллой и палестинской Харибдой, и на Египте, и на Саудовской Аравии, не говоря уже о мелких сошках вроде Катара, Бахрейна или Объединенных Арабских Эмиратов, на которых уже примеряет свою модель Иран. И просто поразительно, что этого не желает видеть Белый дом.
«Палестинский вопрос – ключ почти от всех проблем в регионе, – заявила Кондолиза Райс сопровождавшим ее в турне по Европе журналистам. – Мы не можем бесконечно ждать, когда у палестинцев наконец будет свое государство, а у израильтян появится сосед, с которым они смогут жить в мире и безопасности».
Вашингтон, забыв совет Бальзака никогда не оказывать услуг, о которых не просят, явно нервничает, поэтому и требует немедленно начать диалог с Махмудом Аббасом и перестать ссылаться на то, что «танго в одиночку не танцуют». Попав в неловкое положение, Райс порекомендовала Аббасу распустить парламент и отправить в отставку Исмаила Ханийю. Он так и сделал. Ханийя в ответ “уволил” Аббаса. Конди, похоже, начинает новую игру под названием “Сначала Западный берег”. Суть ее в укреплении позиций Абу Мазена в Иудее и Самарии. За счет денежных вливаний. Дескать, хочет Газа жить в нищете и изоляции – пусть живет. А “Западный берег” превратим в оазис. Пусть потом “бунтовщики” кусают локти.
Но для того, чтобы улучшить условия жизни “подданных” Аббаса и подорвать репутацию ХАМАСа, нужны существенные уступки со стороны Израиля. Этих уступок и будут добиваться от Ольмерта, прибывшего с официальным визитом в США. Нет, резко выкручивать ему руки сразу не станут. Отступление к границам 1949 года должно быть плавным и последовательным. Главное, чтобы процесс шел не останавливаясь. К тому же ни у кого не должно сложиться впечатления, что Америка повернулась спиной к Газе. «Мы не собираемся оставлять сотни тысяч человек на милость террористам, – заявил пресс-секретарь Госдепартамента Шон Маккормак. – И не собираемся лишать их надежды жить в палестинском национальном государстве».
Конечно, это слова, и не более того. Сектор Газа ничего не связывает с так называемым “Западным берегом”. Это отдельное государство, живущее по законам шариата. Здесь нет места ни евреям, ни христианам. Христианская община Газы взывает к международному сообществу с мольбой спасти ее от варваров, которые разрушили католическую церковь и школу ордена Rosary Sisters и приказали очистить исламские территории от своего присутствия. Шейх Абу Сакер, возглавляющий так называемый “салафитский джихад”, объявил, что христиане Газы должны добровольно принять ислам. Или их заставят сделать это под дулом автомата. Сейчас у израильских пограничных терминалов скопились сотни христианских беженцев. Израильский министр юстиции Даниэль Фридман призвал как можно быстрей открыть “коридор” в Иудею и Самарию для тех, кто подвергается репрессиям со стороны ХАМАСа. Но в таком случае надо переселять половину Газы. В принципе почему именно Израиль должен печься о католиках, если это не волнует Ватикан? Ольмерт и так сделал Аббасу подарок, эвакуировав из Газы его бежавших сподвижников - министра национальной безопасности Джамаля Каэйда, члена политбюро ФАТХа Маджида Абу Шамалу, курировавшего Газу, пресс-секретарей Тауфика Абу Хуса, Махера Макдада и прочих функционеров, которых вполне могли пристрелить без суда и следствия.
ХАМАС не боится блокады. Иран поможет и деньгами, и оружием. Арабские страны тоже. Саудовская Аравия уже заявила, что не будет участвовать в бойкоте Газы, а Катар не собирается признавать кабинет министров аббасовского премьер-министра Салама Фаяда. Абу-Мазену, конечно, обидно, что потерял виллу на берегу Средиземного моря, которой позавидовали бы многие звезды Голливуда. Но у него вполне приличный дом в Дохе - будет в случае чего куда бежать. А этот вариант не исключен, потому что позиции Аббаса слабы в Иудее и Самарии. Особенно в крупных городах – Калькилии, Туль- Кареме, Хевроне, Шхеме и даже Рамалле.
Джибриль Раджуб, владеющий ситуацией не понаслышке, уже предупредил Абу-Мазена, что лучше всего возобновить переговоры с Ханийей. То же самое советует и Маруан Баргути, неплохо устроившийся в израильской тюрьме. Аббас и сам понимает, что альтернативы у него нет. Поэтому спешит обзавестись козырной картой – деньгами. И Соединенные Штаты, и Евросоюз пообещали снять все экономические и дипломатические санкции, наложенные после прихода к власти ХАМАСа. Израиль тоже не остался в стороне, пообещав разморозить около 700 миллионов долларов, собранных с “палестинцев” в виде подоходного налога.
Есть чем торговаться с ХАМАСом, предлагая очередное правительство национального единства. Назначая Салама Фаяда премьер-министром, Аббас умышленно оставил дверь приоткрытой. Ведь Фаяд еще и министр финансов, и министр иностранных дел в одном лице. И у остальных 10 министров тоже по два-три портфеля. Не намек ли это на то, что вакантные места предназначены министрам от ХАМАСа?
Не знаю, обратил ли внимание Белый дом на аббасовский “пируэт” сразу после потери Газы. Когда Ольмерт собирался лететь в Вашингтон, Абу-Мазен решил навестить Москву. Но затем одумался, понимая, видимо, что может обидеть Джорджа Буша. Надо полагать, что теперь он полетит в Вашингтон. После Ольмерта. Так что мы увидим еще одно танго “лузеров”.
Примечательно, что встреча Ольмерта и Буша состоялась накануне пятой годовщины бушевской речи, в которой он впервые заговорил о «двух государствах для двух народов». Мечта президента так и осталась мечтой. Чем порадует он нас теперь?
Драматические события в Газе, когда ХАМАС в течение четырех дней разгромил американо-аббасовских “гвардейцев”, стали для всех полной неожиданностью. Хотя ничего неожиданного в этом нет. Результат можно было предсказать 11 сентября (поистине трагическая дата в президентской судьбе Буша) 2005 года, когда Израиль ушел из сектора Газа. И уже на следующий день в Гуш-Катифе запылали синагоги. Беснующая молодежь из всех террористических группировок, включая “пострадавший” ныне ФАТХ, плясала, как язычники, у гигантского костра, отмечая «рождение независимой Палестины».
Кстати, и путч, как его теперь называют, в Газе начался тоже одиннадцатого числа. Хамасовцы взяли в плен тысячи боевиков ФАТХа во главе с “командующим президентской гвардией” Мухаммедом Аль-Бхейси. И со всем огромным арсеналом оружия и бронетехники, полученном от Америки и Израиля. Но об этом, понятно, сейчас предпочитают не говорить. Как и том, что ФАТХ имел чуть ли не четырехкратное превосходство в людских ресурсах и вооружении.
Победу ХАМАСа ковали всем миром. Газета The Financial Times опубликовала материал о том, какую бомбу заложила ООН, создав структуру по оказанию помощи “палестинским беженцам” – UNRWA. С 1950 года численность населения сектора площадью 360 км2 увеличилась в шесть раз – с 240 тысяч до почти полутора миллионов человек. Самое интересное, что UNRWA относится ко всем, без исключения, жителям Газы как к беженцам, хотя они живут на своей территории и никуда не бежали. А раз беженцы, то, согласно международным законам, их необходимо обеспечивать жильем, продовольствием, медицинским обслуживанием и образованием.
Что мы знаем, к примеру, о премьер-министре палестинской автономии Исмаиле Ханийе? Ему 45 лет. Вырос на гуманитарной помощи. У него 13 детей, которых опять же кормило и кормит UNRWA.
Автор статьи Гуннар Хайсон провел собственное исследование и пришел к интересному выводу. «В Газе примерно 46 тысяч ровесников Ханийи, но в их семьях 343000 мальчиков до 14 лет, - пишет он. – Если бы население США размножалось с такой же скоростью, как в Газе, то оно составляло бы сегодня 945 миллионов человек вместо нынешнего 301 миллиона». Какой же вывод делает Хайсон? У этих сотен тысяч “мальчиков” нет будущего. Они могут получить только одну “специальность” – боевика или “шахида”.
Еще совсем недавно ФАТХ и ХАМАС проводили совместные операции против Израиля. В результате обстрелов “касамами” погибло 11 израильтян (ох, уж эта цифра одиннадцать). В то же время жертвами междоусобных разборок стали 600 “палестинцев”. Кланы сводят счеты друг с другом на почве кровной мести. Нередко братья режут братьев. Примечательно, что даже сами “отцы палестинской нации” вынуждены признать, что демографический взрыв превратился в тормоз палестинской государственности. Ахмед Юсуф, политический советник Исмаила Ханийи, заявил недавно в интервью каирской газете “Аль-Ахрам”, что главной проблемой стала «неспособность боевых организаций контролировать своих людей».
«В войне главное – победа, - говорил победитель Японии генерал Дуглас Макартур. - Все остальное – второстепенное». Но в Вашингтоне сделали вид, что ничего особенного не произошло. Мол, потеря Газы еще не катастрофа. На самом деле до катастрофы рукой подать. И в Ираке, и в Ливане, где правительство Фуада Синьоры не может одолеть не только “Хезболлу”, но и боевиков “Фатах аль-Ислама”.
Израиль тоже сделал вид, что события в Газе его не касаются. «У нас нет никакого желания вмешиваться в жизнь палестинцев», - написала Ципи Ливни в статье, опубликованной в газете “Аш-Шарк аль-Аусат”, выходящей в Лондоне на арабском языке.
Тем не менее эти события могут негативно отразиться на всем Ближнем Востоке. И на Хашемитском королевстве, лавирующем между иракской Сциллой и палестинской Харибдой, и на Египте, и на Саудовской Аравии, не говоря уже о мелких сошках вроде Катара, Бахрейна или Объединенных Арабских Эмиратов, на которых уже примеряет свою модель Иран. И просто поразительно, что этого не желает видеть Белый дом.
«Палестинский вопрос – ключ почти от всех проблем в регионе, – заявила Кондолиза Райс сопровождавшим ее в турне по Европе журналистам. – Мы не можем бесконечно ждать, когда у палестинцев наконец будет свое государство, а у израильтян появится сосед, с которым они смогут жить в мире и безопасности».
Вашингтон, забыв совет Бальзака никогда не оказывать услуг, о которых не просят, явно нервничает, поэтому и требует немедленно начать диалог с Махмудом Аббасом и перестать ссылаться на то, что «танго в одиночку не танцуют». Попав в неловкое положение, Райс порекомендовала Аббасу распустить парламент и отправить в отставку Исмаила Ханийю. Он так и сделал. Ханийя в ответ “уволил” Аббаса. Конди, похоже, начинает новую игру под названием “Сначала Западный берег”. Суть ее в укреплении позиций Абу Мазена в Иудее и Самарии. За счет денежных вливаний. Дескать, хочет Газа жить в нищете и изоляции – пусть живет. А “Западный берег” превратим в оазис. Пусть потом “бунтовщики” кусают локти.
Но для того, чтобы улучшить условия жизни “подданных” Аббаса и подорвать репутацию ХАМАСа, нужны существенные уступки со стороны Израиля. Этих уступок и будут добиваться от Ольмерта, прибывшего с официальным визитом в США. Нет, резко выкручивать ему руки сразу не станут. Отступление к границам 1949 года должно быть плавным и последовательным. Главное, чтобы процесс шел не останавливаясь. К тому же ни у кого не должно сложиться впечатления, что Америка повернулась спиной к Газе. «Мы не собираемся оставлять сотни тысяч человек на милость террористам, – заявил пресс-секретарь Госдепартамента Шон Маккормак. – И не собираемся лишать их надежды жить в палестинском национальном государстве».
Конечно, это слова, и не более того. Сектор Газа ничего не связывает с так называемым “Западным берегом”. Это отдельное государство, живущее по законам шариата. Здесь нет места ни евреям, ни христианам. Христианская община Газы взывает к международному сообществу с мольбой спасти ее от варваров, которые разрушили католическую церковь и школу ордена Rosary Sisters и приказали очистить исламские территории от своего присутствия. Шейх Абу Сакер, возглавляющий так называемый “салафитский джихад”, объявил, что христиане Газы должны добровольно принять ислам. Или их заставят сделать это под дулом автомата. Сейчас у израильских пограничных терминалов скопились сотни христианских беженцев. Израильский министр юстиции Даниэль Фридман призвал как можно быстрей открыть “коридор” в Иудею и Самарию для тех, кто подвергается репрессиям со стороны ХАМАСа. Но в таком случае надо переселять половину Газы. В принципе почему именно Израиль должен печься о католиках, если это не волнует Ватикан? Ольмерт и так сделал Аббасу подарок, эвакуировав из Газы его бежавших сподвижников - министра национальной безопасности Джамаля Каэйда, члена политбюро ФАТХа Маджида Абу Шамалу, курировавшего Газу, пресс-секретарей Тауфика Абу Хуса, Махера Макдада и прочих функционеров, которых вполне могли пристрелить без суда и следствия.
ХАМАС не боится блокады. Иран поможет и деньгами, и оружием. Арабские страны тоже. Саудовская Аравия уже заявила, что не будет участвовать в бойкоте Газы, а Катар не собирается признавать кабинет министров аббасовского премьер-министра Салама Фаяда. Абу-Мазену, конечно, обидно, что потерял виллу на берегу Средиземного моря, которой позавидовали бы многие звезды Голливуда. Но у него вполне приличный дом в Дохе - будет в случае чего куда бежать. А этот вариант не исключен, потому что позиции Аббаса слабы в Иудее и Самарии. Особенно в крупных городах – Калькилии, Туль- Кареме, Хевроне, Шхеме и даже Рамалле.
Джибриль Раджуб, владеющий ситуацией не понаслышке, уже предупредил Абу-Мазена, что лучше всего возобновить переговоры с Ханийей. То же самое советует и Маруан Баргути, неплохо устроившийся в израильской тюрьме. Аббас и сам понимает, что альтернативы у него нет. Поэтому спешит обзавестись козырной картой – деньгами. И Соединенные Штаты, и Евросоюз пообещали снять все экономические и дипломатические санкции, наложенные после прихода к власти ХАМАСа. Израиль тоже не остался в стороне, пообещав разморозить около 700 миллионов долларов, собранных с “палестинцев” в виде подоходного налога.
Есть чем торговаться с ХАМАСом, предлагая очередное правительство национального единства. Назначая Салама Фаяда премьер-министром, Аббас умышленно оставил дверь приоткрытой. Ведь Фаяд еще и министр финансов, и министр иностранных дел в одном лице. И у остальных 10 министров тоже по два-три портфеля. Не намек ли это на то, что вакантные места предназначены министрам от ХАМАСа?
Не знаю, обратил ли внимание Белый дом на аббасовский “пируэт” сразу после потери Газы. Когда Ольмерт собирался лететь в Вашингтон, Абу-Мазен решил навестить Москву. Но затем одумался, понимая, видимо, что может обидеть Джорджа Буша. Надо полагать, что теперь он полетит в Вашингтон. После Ольмерта. Так что мы увидим еще одно танго “лузеров”.
Примечательно, что встреча Ольмерта и Буша состоялась накануне пятой годовщины бушевской речи, в которой он впервые заговорил о «двух государствах для двух народов». Мечта президента так и осталась мечтой. Чем порадует он нас теперь?