Вторая жизнь

Америка
№24 (582)

В этом месяце исполняется 37 лет с момента появления в Соединенных Штатах знаменитой программы по защите свидетелей (Witness Protection Program - WPP).
Об этом секретном инструменте американского правосудия рядовым жителям известно разве что из голливудских боевиков. Сюжет таких картин давным-давно превратился в штамп: благородный американец (американка) становится свидетелем преступления, к которому приложила руки могущественная мафия или какая-нибудь коррумпированная государственная «шишка». После долгих нравственных переживаний свидетель соглашается сотрудничать со спецслужбами, несмотря на все угрозы преступников подвергнуть его мучительной казни. В итоге после длительного судебного процесса десятки негодяев попадают за решетку, а давший показания свидетель в одночасье   «превращается» в другого человека и отправляется доживать остаток жизни в американскую глубинку.
Через программу защиты свидетелей в США прошло почти 20 тысяч человек. 38% из этого числа важные свидетели, 62% - члены их семей (в основном супруги, дети и родители). Ответственность за жизнь этих людей возлагается на американских маршалов (U. S. Marshals) – судебных чиновников, представляющих собой нечто среднее между полицейскими, шпионами, психологами и частными детективами.  
«С одним важным свидетелем работает порядка двухсот разных специалистов, - рассказывает маршал Куб Харпер. – Наша задача - заставить человека забыть о своем прошлом и начать принципиально новую жизнь. Он должен научиться говорить, выглядеть и думать совершенно иначе».
В классическом учебнике для будущих агентов ФБР приведен пример, в котором бывший банкир из Невады, долгое время отмывавший деньги для мафии, а потом рассказавший обо всем спецслужбам, превращается по программе WPP в тихого фермера из Огайо. Для правдоподобности маршалы вынуждают его говорить с деревенским акцентом, хромать на левую ногу (якобы в молодости получил ранение во Вьетнаме) и без конца рассказывать окружающим о годах, проведенных на ферме в Канаде. Короче говоря, бывший образованный банкир, всю жизнь проходивший в строгих костюмах, превратился в странноватого, ничем не примечательного рэднека.
«Мафия всегда вычисляла свидетелей по их слабостям и привычкам, - продолжает Харпер. – Чтобы защитить себя от опасности, важный свидетель должен забыть о своем реальном дне рождении, имени, биографии, любимом увлечении и профессиональном роде деятельности. Он должен раз и навсегда отказаться от контактов со всеми, с кем раньше был знаком. Это ужасное испытание, которое выдерживают далеко не все».  
В 1984 году против боссов сицилийской мафии в Нью-Йорке дал показания некий Сальвадоре Конторно. Он был в курсе всех дел Коза Ностры и сам занимался транспортировкой наркотиков в США. Конторно грозила смертная казнь, и он не раздумывая согласился работать со спецслужбами. Вследствие этого около десятка мафиози получили колоссальные тюремные сроки, превышающие в общей сложности 600 лет. Сицилийские боссы выделили $7 млн. на уничтожение Конторно. В каждом штате страны работали «ищейки» Коза Ностры. Мафиози Примо Маццара сказал: «Конторно не может жить без итальянских автомобилей, так что нам придется проверить всех владельцев этих машин в США. Мне плевать, сколько на это уйдет времени – он должен быть убит».
В Италии мафия убила шестерых родственников и друзей Конторно. В последующие годы любого человека, которого он знал, любил и ценил, беспощадно уничтожали. В итоге в 90-х годах боссы объявили об уничтожении его самого, однако американские спецслужбы отказались комментировать это заявление. По правилам WPP чиновники не дают никакой информации относительно подзащитного. Даже когда он умрет, данные о его кончине могут быть обнародованы только через несколько лет. В результате, мафиозная статистика и статистика спецслужб в отношении скрывающихся под другими именами свидетелей кардинально отличается. Бруно Ди Стефано, один из советников Коза Ностры, отбывая пожизненный срок в итальянской тюрьме, сказал: «Мы наказали всех, кого должны были наказать. Информаторы в Америке долго не живут. Мафия остается такой же влиятельной и вездесущей. Не за горами  тот час, когда мы достанем главного стукача Джозефа Пистоуна».
Пистоун внедрился в начале 70-х в преступный клан Бонанно, который контролировал территории Манхэттена и Бруклина. За несколько лет в мафии он собрал компромат почти на 200 человек, половина из которых впоследствии отправилась в тюрьму. Мафиози называли Пистоуна «своим парнем», полностью посвящая в секреты преступного бизнеса. С середины 70-х за голову Пистоуна, проживающего в США по программе защиты свидетелей, назначена неофициальная награда в $500 тысяч.
Сегодня Джозеф Пистоун дает интервью в газетах и на радио, пишет книги и даже рассказывает кинорежиссерам о мафиозных традициях. Однако свое лицо для массовой аудитории он по-прежнему тщательно скрывает. «Я до сих пор боюсь возмездия от людей, которые долгое время считали меня своим другом, - писал он в своей автобиографической книге. – Все чаще я опасаюсь за жизни своих детей и родственников. Иногда меня гложет чувство, что мафия знает о моем новом месте проживания, но не убивает, потому что хочет постепенно довести до сумасшествия».
Статистика WPP показывает, что за всю историю существования программы единицы защищенных свидетелей были найдены и убиты. Практически все случаи приходятся на 80-е годы. Нескольких человек преступные организации вычислили самостоятельно, нескольких – с помощью информаторов в спецслужбах. Однако историк Дерек Бланк, например, утверждает, что убитых свидетелей было намного больше. «Я внимательно изучил судьбы тысяч свидетелей и поразился, каким же нелепым образом порой обрывается их жизнь, - пишет Бланк. – Самоубийства, несчастные случаи, инфаркты, неосторожное обращение с оружием – все это наводит на мысль, что умереть им все-таки кто-то помог».
Порядка 4.5% от общего числа свидетелей вообще пропали из поля зрения спецслужб через несколько лет пребывания в WPP. Не исключено, что заклятые враги в конечном итоге свели с ними счеты...
В последние годы количество свидетелей, поднявших руку на мафиозные структуры, резко снижается. Сегодня WPP получают по большей части сотрудничавшие с полицией члены крупных бандитских формирований (преимущественно из Калифорнии) и международных наркокартелей. Попадают под программу защиты свидетелей и русскоязычные иммигранты. Обычно это происходит после каждого ареста «нашего» преступника, причисляемого спецслужбами к «всемогущей русской мафии».
В прошлом году на работу программы защиты свидетелей было затрачено свыше $50 млн. Колоссальная часть этих денег ушла на финансирование бывших информаторов. Мало кому известен тот факт, что WPP обеспечивает свидетелей не только новыми документами и новой, безупречной биографией, но и внушительными денежными пособиями порядка $2 тысяч в месяц плюс бесплатное жилье.
Таким образом, важным свидетелям, часть из которых – бывшие преступники, действительно делается «предложение, от которого нельзя отказаться». Они получают все самое необходимое - кроме стопроцентной безопасности.


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir