НИНА АНАНИАШВИЛИ И ГРУЗИНСКИЙ БАЛЕТ
После окончания школы Ананиашвили была принята в Большой театр. С начала 90-х годов танцует со многими лучшими балетными труппами мира как приглашенная «звезда».
В этом году Ананиашвили выступает в Америке одновременно в двух ролях: как балерина и как художественный директор Государственного грузинского театра. Она привезла свою труппу из Тбилиси в Америку впервые с тех пор, как взяла на себя руководство балетным театром.
Случилось это несколько лет назад. Нине позвонили в Москву, где она жила, и сказали, что с ней хочет встретиться президент Грузии. По-видимому, все в жизни происходит не случайно. В то время умирала педагог Ананиашвили Раиса Степановна Стручкова, Большой театр закрывался на ремонт, начиналась другая жизнь и для танцовщиков Большого театра.
Когда Ананиашвили приехала в Грузию, Саакашвили спросил, что нужно сделать для того, чтобы она вернулась в Грузию и возглавила театр. В одном из интервью Ананиашвили сказала: «Предложение президента было сделано так, что я просто не могла отказаться и сказать: «Вы пока наладьте здесь все, а я потанцую и приеду на все готовенькое». Я поняла, что если откажусь в тот момент, когда нужна своему народу, то мне потом будет совестно всю свою жизнь... я решила попробовать приложить все свои силы, знания и связи для того, чтобы театр вновь встал на ноги. Сама определила себе срок — три года. Если получится что-то сделать — останусь на посту художественного руководителя. Нет - вернусь к профессии балерины. Да и сегодня понимаю, что поступила правильно. Все свои силы направила на организационную работу. Первый год было очень тяжело! Потому что мы сразу же взяли очень высокую планку. Когда мне говорили, что что-то невозможно, я отвечала, что для меня такого слова не существует. Пусть это будет стоить в десять раз дороже — мы заплатим, но сделаем именно тот костюм или ту декорацию, которые нам нужны. Я отказалась от всех компромиссов. Предпочитаю все делать или идеально, или не делать вовсе».
И она победила. Труппа за несколько лет работы с Ананиашвили достигла высокого профессионального уровня, с успехом танцует классические балеты, современную классику XX века («Лауренсию» Вахтанга Чабукиани),балеты Дж.Баланчина.
« Меня часто спрашивают, - говорит Ананиашвили в том же интервью, - не жалко ли мне Большого театра. Конечно, Большой — это моя жизнь, и я всегда помню об этом. У меня вообще все довольно странно — я русская балерина, хоть и грузинка по национальности. Почему русская? Да потому, что школа у меня русская. И везде, где бы я ни бывала, я ее прославляю. И буду делать это всегда. Балет — это Россия. Видите, мы и в Тбилиси ведем репетиции на русском и разговариваем по-русски. Политика есть политика. А люди есть люди».
Когда-то, когда Ананиашвили рассказала Стручковой о своем решении встать во главе тбилисской труппы, та очень переживала, что ее любимая ученица хочет взяться за такую тяжелую и ответственную работу. Ведь она еще должна танцевать! Но Нина обещала ей, что не бросит сцену.
И слово сдержала. За время, проведенное в Тбилиси, в жизни Нины и ее мужа Грегори Вашадзе случилось важное событие: у них родилась дочь Леночка. Два года Ананиашвили не танцевала. Но теперь балерина вернулась на сцену. Она уже выступала в Тбилиси и в Нью-Йорке, где ее с восторгом встретила публика. Теперь Нина поехала гастролировать со своей труппой по Америке. Она будет танцевать один из самых любимых своих спектаклей – романтический балет прошлого «Жизель». В 1985 году она впервые станцевала этот балет в Большом театре с Андрисом Лиепой.
“Жизель” была поставлена в 1841 году во Франции, в Парижской Опере. Инициатором балета был известный французский поэт и балетный критик XIX века Теофиль Готье. Он заинтересовался сюжетом, который нашел у Генриха Гейне о девушках, умерших до свадьбы, а потому превратившихся в виллис, призрачных танцовщиц. Они ночью выходят из могил и заставляют каждого встреченного ими мужчину танцевать, пока тот не упадет мертвым. Кроме того, Готье пленился молоденькой балериной, очаровательной блондинкой с голубыми глазами, Карлоттой Гризи и уговорил директора Парижской Оперы поставить для нее балет. Музыку написал композитор Адольф Адан, известный в то время оперный и балетный композитор. Муж и педагог Гризи Жюль Перро, выдающийся хореограф, начал ставить танцы 1-го акта (интересно отметить, что на репетициях присутствовал скромный танцовщик, брат премьера Мариус Петипа, будущий великий хореограф, который записывал сочинения Перро). В разгар работы Гризи влюбилась в своего партнера Люсьена Петипа и бросила мужа. Для Перро измена Гризи была страшным ударом, и он оставил работу над балетом. Спектакль закончил другой хореограф – Ж.Коралли. В окончательной редакции, которую Мариус Петипа сделал в 1887 году для русской труппы Мариинского театра в Санкт-Петербурге, балет вернулся в Европу в антрепризе Сергея Дягилева.
Образ чистой сердцем крестьянской девушки, умирающей от любви, - один из лучших в актерской биографии Ананиашвили. Ее Жизель хранит светлую душу и во втором акте, где она является ночью на кладбище к своему возлюбленному и спасает его от мстительных виллис.
На роль Альберта, героя балета, Ананиашвили пригласила одного из лучших премьеров Большого театра – Сергея Филина. Увидеть такой «королевский» состав с Ананиашвили и Филиным в главных ролях шедевра мировой балетной классики – редкая удача для балетного зрителя, высшее наслаждение для театрала.
Фото автора