Называй ее дикой
Детство по Фрейду
Клара Боу, будущая актриса немого кино и первый секс-символ Америки, родилась 29 июля 1906 года в Бруклине в семье Сары Гордон и Роберта Боу. Впоследствии Клара старалась не говорить о матери, упоминая только лишь, что та была невероятно красива, несмотря на тот образ жизни, который вела. Сара зарабатывала на жизнь проституцией. В основном это были портовые грузчики или рабочие с близлежащих заводов, которых она приводила прямо домой.
Клара была уже третьим ребенком Сары и Роберта, но первые две дочери умерли, не прожив и двух дней. Вынашивая Клару, мать продолжала «работать» и была уверена, что и этот ребенок не выживет. Поэтому в течение нескольких месяцев после рождения дочери даже не оформляла на нее документы.
В довершение стоит упомянуть о регулярном насилии отца над дочерью и бесконечных приступах эпилепсии у матери - и картина становится полной. В этих нечеловеческих условиях Кларе предстояло провести 16 лет, каждый день ведя борьбу за право существовать.
Трудно даже предположить, как среди всего этого кошмара люди способны не только выживать, но и добиваться успеха. Хотя, может быть, именно окружающая среда вырабатывает у них особую хватку? Не имея образования и семейной поддержки, Клара, по идее, могла идти только по стопам своей матери. Однако девочку спасло... кино! С первой же минуты, как Клара увидела на белом экране движущиеся картинки, она почувствовала магию, которая рождалась в темноте притихшего зала - кино стало единственной любовью Клары. Любовью, страстью и безумием.
Когда Кларе исполнилось 16, она услышала о предстоящем конкурсе Fame & Fortune («Слава и удача»), первым призом в котором была небольшая роль в фильме «За радугой». Юная девушка решила во что бы то ни стало стать участницей этого конкурса. Она выпросила у отца доллар, в местной фотостудии заказала два снимка и отправила их в кинокомпанию. По мнению самой Клары, снимки получились крайне неудачными, но, видимо, яркая внешность девушки (огненно-рыжие вьющиеся от природы волосы, мальчишеская худоба в сочетании с нежными чертами лица) произвела на членов жюри должный эффект - Клару пригласили на пробы. Так картина «За радугой» стала первой ступенькой на пути к известности и роскоши. «Если ты родился уродом, то изменить тебя может только Господь Бог или кино!», - напишет потом она в своих воспоминаниях.
Когда мать будущей актрисы узнала, что ее дочь уже собирает поломанный чемодан и отправляется на съемки, то пришла в ярость. Весь вечер она выкрикивала непростительные даже для полоумной матери-проститутки фразы о том, что лучше бы Клару постигла участь ее сестер, чем позорная (!) стезя актриски. Ночью Клара проснулась и увидела мать, занесшую над ней огромный тесак для рубки мяса. Утром девушка сбежала из дома, в который больше никогда не возвращалась, но всю последующую жизнь бессонница стала ее постоянным недугом.
Дорога на голливудские холмы
Сразу после окончания съемок картины «За радугой», роль в котором была ничтожна, Клару пригласили принять участие в другом фильме - «По морю на кораблях», довольно сомнительной мелодраме о китобоях, на съемках которой из-за скудного бюджета постоянно возникал острый недостаток в актерах. Клара же была готова сниматься и за гроши, лишь бы не возвращаться в родительский дом. Как ни странно, но именно эта работа стала для маленькой Клары входным билетом в мир большого кино. На Боу обратили внимание, и ее карьера изменила направление круто вверх. Ее работоспособность была ошеломляющей - всего за 12 лет своей актерской карьеры Клара снялась в 56 картинах, ни разу не отказавшись ни от одной роли. Некоторые из этих работ имели грандиозный успех, другие проходили не замеченными.
1922 год запомнился Кларе не только съемками в китобойной истории, но и одной знаменательной встречей, во многом ускорившей ее звездное вознесение на кинематографический Олимп. В августе один из представителей Preferred Pictures, падкий на молоденьких актрис, пригласил Клару прокатиться с ним до Голливуда, предложив ей знакомство с главой этой, уже нашумевшей в те годы, кинокомпанией - Баддом Шульбергом. Вначале Клара совершенно не приглянулась ему, и он уже собирался отправить ее восвояси, однако попутчик Клары убедил босса отсмотреть пробы, убеждая его в неподражаемости Боу на съемочной площадке. Шульберг продолжал ворчать и морщить недовольную физиономию ровно до того момента, пока появившаяся на экране красотка Боу, взмахнув ресницами и чуть приподняв подбородок, не сыграла одну из своих коронных пантомим, которые так божественно ей удавались... Шульберг был потрясен и уже через четверть часа буквально заставил Клару заключить с Preferred Pictures годовой контракт. Первым их совместным детищем стала картина «Майские дни», вышедшая на экраны в 1923 году.
За последующие пару лет Клара снималась, согласно контракту, безотказно и с тем фанатизмом, которому может позавидовать любой начинающий актер. Она не просто проходила путь на кинематографический Олимп - она его пропахивала, зарабатывая при этом не более $600 в неделю, однако ее продюсер Шульберг умудрялся получать за талантливую актрису до $ 3 500 в неделю, ловко «одалживая» ее другим кинокомпаниям.
В те же годы окончательно сформировался и актерский имидж Клары Боу - особенно хорошо ей удавались роли взбалмошных, энергичных, сексуально привлекательных барышень с независимым и сильным характером.
Но настоящую, можно даже сказать сокрушительную популярность Кларе Боу принесла работа в комедийной мелодраме «Пластмассовый век» (1925), где Шульберг отвел ей роль строптивой студентки Синтии Дэй. Картина имела оглушительный успех, который почти целиком пал на голову 19-летней Клары.
Карьера Боу набирала обороты, и Шульберг не упустил случая перезаключить с ней контракт еще на пять лет, став к тому моменту уже главой киностудии Paramount Pictures.
В 1926 году Клара Боу снялась в восьми картинах, часть которых срежиссировал тогда еще мало кому известный Виктор Флеминг (зато спустя 13 лет он снимет «Унесенные ветром» и его имя будет повторять весь мир). Клара завела с Виктором «служебный роман», несмотря на то, что Флеминг был старше ее почти вдвое. Как и все прочие, этот роман Боу очень быстро докатился до громкого скандального разрыва.
Эта девушка!
19 февраля 1927 года на экраны вышла комедийная мелодрама «Это», снятая по роману Элионор Глин. Фильм буквально прогремел по всей Америке, а Боу, сыгравшую в нем главную роль продавщицы универмага тут же окрестили прозвищем «It girl» - «эта девушка» - которое именно с тех самых пор прочно вошло в лексикон как определение модной, независимой, уверенной в себе и сексуально привлекательной барышни, всегда находящейся в центре внимания. Кроме того, именно в связи с растущей популярностью Клары Боу впервые прозвучало ставшее впоследствии таким распространенным словосочетание «секс-символ».
Во время съемок этого шедевра немого кино Боу действительно была окружена пристальным вниманием, которое было вызвано не только ажиотажем вокруг новой картины, но и скандальным поведением Клары. Импульсивная и несдержанная в эмоциональном плане, она каждый день устраивала очередную склоку: днем - на площадке, сводя с ума съемочную группу своими выходками, вечером - с очередным ухажером. И постепенно голливудское общество 30-40-х годов стало отворачиваться от Клары, называя ее бездумной кокоткой, совершенно не ценящей своего таланта и тех вершин в карьере, коих ей удалось достичь. Опасаясь, что она может выкинуть очередной фортель, ее перестали приглашать на всякие мероприятия, со временем практически отлучив от светской жизни «фабрики звезд».
Хотя обстановка вокруг актрисы становилась все напряженнее, фильм «Крылья» с Кларой Боу в главной роли все же был отснят и вышел в прокат. Эта военная мелодрама, в которой актриса изобразила медсестру Красного Креста, вошла в историю мирового кино не только тем, что в нем снялась Боу, а и тем, что он стал единственным в истории немым фильмом, получившим премию «Оскар».
Пожалуй, 1927 год можно назвать пиком актерской карьеры Клары Боу - жалкого бруклинского котенка, которого судьба лишила мало-мальски нормального детства, щедро наградив склонностью к эмоциональной нестабильности. Начиная с 1928 года карьера одной из самых ярких и загадочных звезд американского немого кино пошла на спад.
Закат карьеры
В 1929 году наступает новая эра в истории мирового кино - на экраны приходит звуковой кинематограф. Для Клары Боу дебют в ее первой звуковой картине («Дикая вечеринка») оказался равносилен самоубийству. Сильнейший бруклинский акцент, с головой выдававший ее происхождение, а также привычка самовыражаться на экране посредством вычурной пантомимы сыграли с Кларой довольно злую шутку. Фильм полностью провалился. Спустя год была предпринята еще одна попытка - картина «Любовь среди миллионеров». Там актрисе приходилось не только говорить, но еще и петь, что доводило ее и режиссеров до исступления.
Вскоре она была втянута в такой громкий скандал, который камня на камне не оставил от былого величия актрисы. Дело касалось самой Клары, актера Рекса Белла, с которым она встречалась в то время, и ее секретарши Дэйзи Дэво. Последнюю Клара Боу уличила в домогательстве по отношению к Беллу и с треском вышвырнула на улицу. Дэво попыталась вернуть себе рабочее место, шантажируя Белла публичным «разоблачением», и в ноябре 1930 года Рекс обратился в полицию. Окружной прокурор Берн Фиттс посадил Дэйзи в тюрьму и провел в ее квартире обыск. Однако никаких улик против нее найдено не было. Фиттсу пришлось отпустить горе-вымогательницу на свободу. В ответ Дэйзи сама подала на Фиттса в суд за незаконное задержание. Фиттс тут же возбудил против уже своей обидчицы ответное дело, обрушив на изумленную секретаршу обвинение по 35 случаям присвоения последней денег со счетов Клары Боу. Газеты запестрели заголовками: «Служащая Клары Боу увела у нее не только любовника, но и наличные», «Великая актриса обворована любовницей своего жениха». Слушание дела было открытым и, безусловно, привлекло публику, падкую на сплетни и подобного рода разбирательства. И прежде чем Дэйзи Дэво вынесли обвинительный приговор, она успела прилюдно живописать все самые нелицеприятные подробности закулисной жизни актрисы, окончательно стерев с ее образа налет величия и очарования.
Не перенеся такого позора и унижения, Клара разорвала контракт с киностудией и в том же году вышла замуж за Рекса Белла. Муж увез свою двадцатипятилетнюю супругу подальше от злопыхательств, «спрятав» на принадлежащем ему небольшом ранчо в Неваде.
Будет несправедливостью сказать, что сильная духом Клара сдалась вот так просто. Нет, конечно, она сражалась. Но ее попытки были скорее похожи на потуги отчаявшегося подростка. Она появилась на киноэкранах еще дважды: в 1932 году снявшись в драме по роману Тиффани Таер «Называй ее дикой» и в 1933 году, исполнив роль ярмарочной танцовщицы в картине «Шумиха». Никакого резонанса ее последние работы не вызвали, и актриса, чье имя некогда не сходило с уст влюбленной публики, навсегда распрощалась с кино.
Личная жизнь
Даже расставшись с миром большого кино и сняв с себя корону секс-символа Америки, 28-летняя Клара Боу продолжала оставаться хорошенькой рыжеволосой девушкой. Клара невероятно ценила преданность и заботу мужа, пыталась даже в отдалении от городских вечеринок, находясь по сути дела в деревне, всегда выглядеть не хуже светских львиц.
В 1934 году у актерской четы родился первый сын Тони, спустя четыре года еще один - Джордж. Семейная жизнь полностью удовлетворяла супругов, однако со временем у Клары стали возникать странные приступы неврастении. Сначала они были эпизодическими, но, увы, с течением времени усилились - давала знать дурная наследственность. В 1949 году у Боу диагностировали шизофрению, и она была вынуждена лечь в психиатрическую клинику. Рекс Белл по возможности опекал жену, но последующие тридцать лет они прожили отдельно друг от друга, поддерживая лишь формальные отношения. К Боу несколько раз обращались американские издательства с просьбой написать мемуары, но всякий раз она отказывалась из-за боязни, что скандальное и эпатажное прошлое актрисы может нанести вред карьере ее сыновей.
27 сентября 1965 года знаменитая в прошлом актриса, звезда и первый американский секс-символ, умерла от сердечного приступа в возрасте 59 лет. К тому моменту мало уже кто помнил о ней, хотя заслуженного места в истории кинематографа у Боу не отнять - об этом говорят ее фильмы, премия «Оскар», звезда на аллее Славы в Голливуде и удивительная история, повествующая о том, как однажды сила таланта смогла противостоять обстоятельствам, но в другой раз - угасла под их давлением.
comments (Total: 1)