Скрипач на крыше, которая едет

В мире
№23 (581)

Пусть простит меня требовательный читатель за то, что, кроме образа, почерпнутого у еврейского классика, я использовал в заголовке выражение из российского новояза. Так надо.
Перед отъездом в Израиль я, как и большинство добропорядочных людей, записался в ульпан. Не буду здесь касаться успехов, которых я добился (или, скорее, не добился) в своем начинании, замечу лишь, что при изучении иврита многое зависит от возраста, лингвистических способностей и наличия сводного времени. Речь не об этом.
Ульпан, как и местный офис Сохнута, располагался в здании, оставшемся от какого-то советского НИИ. Как раз в то время, когда у нас начались занятия, был праздник Суккот, и, естественно, во дворе, рядом с гаражами и мастерскими, была построена сукка. Наш преподаватель должен был провести с нами в сукке ознакомительное занятие. Он поручил кому-то нести бутылки с вином, кому-то - одноразовые пластиковые стаканы, кому-то - тарелки со сладостями. Мне достались незаменимые атрибуты Суккота –«арбаа миним, четыре вида растений» - ветвь финиковой пальмы (лулав), две ветви речной ивы (аравот), три ветви мирта (адас) и цитрусовый плод (этрог). И вот мы двинулись по коридорам этого офисного здания - мимо нотариальных контор с ожидающими приема гражданами, мимо магазинчиков, из дверей которых выходили покупатели, мимо разных контор, далее – на улицу, через офисную стоянку со скучающими шоферами, потом – во двор, где из мастерской доносился визг «болгарки», а около гаража слесари внимательно наблюдали за выхлопной трубой автомобиля, из которой валил синий дым. Мы шли, гордые тем, что приобщаемся к еврейской традиции, а все те люди, что встречались нам по пути, смотрели на нас с нашими атрибутами праздника - как на тихих сумасшедших.
В тот день мы спросили преподавателя, почему в нашем городе у евреев нет общинного дома. Оказалось, что такой дом есть, он ремонтируется и в скором времени будет открыт.
И действительно, вскоре состоялось торжественное открытие еврейского общинного дома. Это было хорошо отремонтированное трехэтажное здание, очень просторное. Там свободно разместились и офис Сохнута, и классы ульпана, и различные общества и кружки, в которых бился пульс городской еврейской жизни. На открытии присутствовали представители зарубежных общин, пожертвовавших средства на ремонт, а также видные члены городской общины, так или иначе ему содействовавшие. Было очень мило: дети посадили деревья, участники молодежных кружков спели и станцевали. И был, конечно же, скрипач. Он, правда, не полез на крышу здания, но и на козырьке подъезда смотрелся  достаточно хорошо, а звуки, извлекаемые им из струн божественного инструмента, усиливались специальной аппаратурой и были хорошо слышны даже за пределами ограды.
В общем, все было хорошо. Настолько хорошо, что это вызвало у меня какие-то смутные подозрения. Почему, думал я, эти евреи, чья родословная, не в пример моей, прослеживается, может быть, до времен Первого Храма, не живут в Израиле. Ведь многие из них, как они сами мне рассказывали, бывали на исторической родине неоднократно. Им там очень нравится, у них там есть       родственники. Но живут они почему-то в России. Вот, например, депутат областного законодательного собрания. У него в нашем городе крупный бизнес. Правда, есть у него какие-то дела и в Израиле, но, как я слышал, он не собирается переводить туда все свои активы и завершать свою политическую карьеру областного законодателя.
Никто не даст ответа на эти вопросы. А между тем он есть. У российских евреев, как теперь принято выражаться, поехала крыша. Видимое спокойствие усыпило их бдительность. Кажущееся возрождение еврейской жизни сконцентрировано лишь в общинных домах, где перенявшие от родителей несколько фраз на идиш пожилые люди одобрительно наблюдают за экзерсисами своих внуков и тешат себя иллюзиями о том, как они поведут их под хупу. Слов нет, в России соблюдать шабат или кашрут практически невозможно. Так же, как невозможно посвятить свою жизнь лишь изучению Торы. Но ведь можно изучать историю еврейского народа, и не только древнюю. Ведь Государство Израиль существует уже полвека, да еще примерно столько же длилась борьба за его провозглашение. И есть множество славных имен, достойных того, чтобы их знали не только в Израиле, но и везде, где есть евреи.
В Израиле я проживаю на улице, названной в честь разведчика Эли Коэна, которого часто сравнивают с Рихардом Зорге. Почти никто из русскоязычных репатриантов не знает, кем он был. Улица Мивца Синай (Синайская операция) ассоциируется у «русских» израильтян с «мивцой» - акцией, проводимой магазинами для распродажи товаров. Я уже не говорю о том, что им ничего не говорят имена Бальфура, Ротшильда или Алленби, чьими именами названы многие улицы в израильских городах. Все это пробелы в работе Сохнута.
Вместо того чтобы создавать в России видимость существования еврейской жизни, Сохнут должен знакомить евреев и с историей их жизни в этой стране. Да, действительно, сейчас времена другие. Но почему тогда многие евреи по паспорту значатся русскими? Потому, что совсем еще недавно в смешанных семьях, во избежание недоразумений с пятой графой, записывали детей по титульной национальности одного из родителей. Вы думаете, это никогда не повторится? Вашими бы устами да мед пить. Кто думал, что в бюргерско-профессорской Германии, где евреи достигли наибольшего, казалось бы, процветания, будут возможны газовые камеры? Кто предполагал, что в Советском Союзе, где евреи не только поддержали большевиков, но и делегировали своих представителей во властные структуры и во все отрасли науки, техники и искусства, будет возможен расстрел членов Еврейского антифашистского комитета?
Подумайте, что произойдет в том случае, если на территориях мусульманских республик России поднимет голову, как это произошло на Кавказе, воинственный исламизм. Не обязательно, чтобы он пришел к власти – достаточно его бытового укоренения. То, что официальные представители конфессий мирно беседуют друг с другом в Кремле, ни о чем не говорит. Достаточно почитать статьи руководителя Исламского комитета России Гейдара Джемаля по арабо-израильскому конфликту, по статусу Иерусалима, да хотя бы по вопросу приведения российского герба к требованиям российских мусульман, чтобы понять – этот господин, в случае чего, спуску евреям не даст.
К чему я все это говорю, может спросить читатель. Отвечу так: скрипач на крыше еврейского общинного дома в российском городе - это красиво. Но надо помнить, что в том же городе, как и во многих других городах, все чаще, к сожалению, звучат лозунги «Россия – для русских». Конечно, отнюдь не все русские с этим согласны, но история показывает, что маловероятные возможности имеют обыкновение реализоваться чаще, чем это может показаться. И еще хотелось бы напомнить, что для многих евреев, живущих в России, пожелание «На следующий год – в Иерусалиме!» еще может исполниться. Пока не поздно.


comments (Total: 3)

-Ну вот... теперь возьмите с полки пирожок - заработали!

/Почему, думал я, эти евреи, чья родословная, не в пример моей, прослеживается, может быть, до времен Первого Храма, не живут в Израиле./

-Потому, видимо, что, в отличие от вас, ЭТИ евреи любят свою родину-мать. И в трудные дни были и есть со своей матерью. В отличие от вас, не бросили за кусок колбасы и не обгаживают её на каждом шагу.

/В Израиле я проживаю на улице, названной в честь разведчика Эли Коэна, которого часто сравнивают с Рихардом Зорге. Почти никто из русскоязычных репатриантов не знает, кем он был. Я уже не говорю о том, что им ничего не говорят имена Бальфура, Ротшильда или Алленби/

-Одно слово, репатрианты - темнота! Ужас!!
А вы, грамотей, чем вот такие гадливо-обличительные статейки без передыху строчить о необразованных братьях своих да Сохнут винить, не надсмеивайтесь (некрасиво же!), а просветите умными статьями об исторических личностях. Флаг вам в руки!

/во многих других городах, все чаще, к сожалению, звучат лозунги «Россия – для русских»/.

-Тогда оглянитесь же и вы вокруг себя, где благодаря таким вот... между евреями идёт национальная грызня не на жизнь, а насмерть. Утопает народ в спорах-кутерьме, ненависти к своим же братьям по крови и вере, кто чище, кто самый настоящий, кто самый-пресамый...

edit_comment

your_name: subject: comment: *
Уважаемый Сергей Восковский! Ваша статья "Скрипач на крыше..." да и предыдущая "Не ищите того..." вызывают у меня достаточно много противоречивых мыслей и вопросов к Вам. Мне показалось, что обе они недостаточно объективны и, простите, коньюктурны.
Хотел бы Вас попросить связаться со мной по эл. почте. Возможнj эта предполагаемая полемика заинтересует читателей РБ. Да и Вам она должна быть небезразлична.
С уважением
Ян Кауфман

edit_comment

your_name: subject: comment: *
Да, действительно, сейчас времена другие. Но почему тогда многие евреи по паспорту значатся русскими?
Dorogoj, a kto vam skazal chto vremena drygie? Net, vse tezhe...V pasporte Anna, a doma Mylej zovyt! Nikogda vremena drygimi v Rossii ne bydyt! I v pasporte lychshe rysskij, chem luboj drygoj nacional'nosti! Spasibo! Xoroshaja stat'ja!

edit_comment

your_name: subject: comment: *

Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir