Его превосходительство, президент конфедерации

В мире
№23 (581)

На фоне информационной канонады, доносившейся все последние дни с западных рубежей России, мало кто обратил внимание на пробные шары, тихо прикатившиеся с востока, с далекого Тянь-Шаня. Они покружились по новостным рубрикам различных СМИ и улеглись в архивах ждать своего часа. Не вовремя, ох не вовремя, они прикатились, но, видимо, так сильно накипело в душе у Феликса Кулова, запустившего их, что он не стал дожидаться более подходящего момента.
И в самом деле, даже судьба союзного государства России и Белоруссии до сих пор находится под вопросом, а киргизский оппозиционер, представьте себе, – даже не официальное лицо, а оппозиционер, предлагает создать конфедерацию, состоящую из России и Киргизии. Но оппозиционер оппозиционеру – рознь. Феликс Кулов, бывший при советской власти министром внутренних дел Киргизской ССР, стал затем самым верным сторонником президента независимого Кыргызстана Аскара Акаева и министром национальной безопасности в его правительстве. В феврале 2000 года он заявил о намерении баллотироваться в президенты, что кончилось арестом, судом и семилетним сроком. После свержения Акаева в 2005 году был освобожден и, прежде чем возглавить оппозицию, успел побыть премьер-министром.
Отдельные моменты сложной биографии Феликса Кулова, принадлежащего к сословию советских силовиков, выделяют его из массы остальных киргизских ньюсмейкеров и заставляют более внимательно отнестись к его инициативе, особенно на фоне последних высказываний президента Путина в адрес Запада, ни у кого не оставивших сомнений в том, что перемена внешнеполитического курса России, до сих пор лишь едва обозначавшаяся в выступлениях вторых и третьих лиц среди руководства страны, – не за горами.
В самом деле, если сравнить все, что происходит во время и вокруг визитов Путина в западные страны и в государства, не относящиеся к таковым, можно заметить некую иррациональную антипатию российского руководителя к первым и столь же иррациональную симпатию - ко вторым. Если в первом случае Владимир Путин постоянно подчеркивает несходство подходов России и Запада к решению почти всех вопросов, начиная от прав человека и кончая отношением к демократии, то визиты в другие страны зачастую выливаются в апофеоз единения на основе исторической общности, традиционной дружбы народов и, что особенно характерно, отрицания монополярного мира.
Что же все-таки предлагает Москве киргизская оппозиция? Конфедерацию при условии сохранения государственности и национального суверенитета. Не густо? Это с какой стороны посмотреть. Ведь даже менее тесные отношения между Россией и Таджикистаном сделали возможным размещение в этой памирской республике российского воинского контингента, тогда как конфедеративные отношения предполагают и совместную оборонительную политику. Но зачем это нужно Феликсу Кулову, находящемуся ныне в безнадежной оппозиции к киргизскому руководству? Единственным объяснением может служить предположение, что в том случае, если, как предполагает Кулов, оппозиции удастся инициировать референдум по вхождению в конфедерацию, он сам и его Объединенный фронт «За достойное будущее Кыргызстана» получат мощную поддержку Москвы.
Это предположение подтверждается тем, что в конце мая официальный Бишкек в лице спикера парламента Марата Султанова предложил вернуть российские пограничные войска для охраны границ своей страны. Таким образом, Феликс Кулов решил перехватить инициативу и привлечь благосклонное внимание Кремля к своей персоне. Тем более что и экс-президент Аскар Акаев в своем московском изгнании уже вновь подобрел к своему бывшему соратнику-сопернику и назвал его сильным политиком.
Русскоязычная пресса Киргизии, в целом положительно относящаяся к персоне Феликса Кулова, комментирует его инициативу пока достаточно осторожно. В анализах перспектив возможного образования конфедерации преобладает такой подход: «при объединении плюсов для республики будет больше, чем минусов». Высказываются также предположения о необходимости, кроме совместной обороны, введения общей валюты и общего таможенного пространства.
Какова реакция Москвы на инициативу спикера парламента и лидера оппозиции? По поводу возвращения российских пограничников на территорию Киргизии генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Николай Бордюжа заявил, что для подобных шагов время ушло, и предложил рассмотреть, что можно сделать для помощи киргизским пограничникам. Официальной реакции на инициативу Феликса Кулова пока не было, что и понятно. Он напрямую ни к кому и не обращался - пробный шар, он и есть пробный.
И все же и власти, и оппозиция не оставляют своих усилий привлечь на свою сторону Москву. Парламент Киргизии обсуждает, не следует ли ликвидировать американскую военную авиабазу Ганси, расположенную в бишкекском аэропорту Манас. Поводом для этого послужили слова, приписываемые госсекретарю США Кондолизе Райс, обнаруженные одним из депутатов в интернете (слава Биллу Гейтсу!), из которых следует, что если американцы атакуют Иран с воздуха, то первый удар будет нанесен с авиабазы в Киргизии, а это, естественно, вызовет ответный удар возмездия со стороны Тегерана. Спикер парламента Султанов предлагает российской стороне также усилить базу ОДКБ в Канте и выражает заинтересованность в оказании ею помощи киргизской армии, усилении работы пограничных служб.
В русскоязычной прессе развернута пропагандистская кампания против американской военной базы. В ней живописуются преступления военнослужащих США против местного населения и так же, как и в парламенте, нагнетается психоз опасности ответного удара со стороны Ирана. Венцом всего этого является требования удаления базы США с территории Киргизии и замены ее на российскую базу. Думается, что эти усилия не останутся втуне.
После того как президент Путин на саммите большой восьмерки, а также на встрече с президентом Бушем окончательно оформит свое отношение к Западу, он непременно обратит свой взор на Восток, на столицу Киргизии Бишкек, где в августе состоится саммит Шанхайской организации сотрудничества. Вот здесь судьба американской авиабазы Ганси может оказаться в центре внимания лидеров России, Китая и центральноазиатских стран СНГ. И, кто знает, какие решения и на каких условиях будут там приняты, ведь в 2005 году на аналогичном саммите в Астане Вашингтону уже предлагали определиться со сроками вывода своих баз из Центральной Азии, после чего американцы закрыли свою авиабазу в узбекском Ханабаде. После ухода американцев из Киргизии в отношениях с Россией не останется ничего невозможного.
Не будем гадать на кофейной гуще, но вполне можно представить себе, что через пару лет президент Киргизии господин Акаев и премьер-министр этой страны господин Кулов будут встречать на берегах Иссык-Куля его превосходительство, президента Конфедерации России и Киргизии господина Владимира Путина.


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir