Асимметрия

В мире
№23 (581)

Русские ракеты снова возьмут под прицел Европу. Таково краткое содержание статей-комментариев, вышедших в газетах мира после интервью Владимира Путина группе журналистов из стран “восьмерки”.
“Если часть стратегического ядерного потенциала США оказывается в Европе и, по мнению наших военных специалистов, будет нам угрожать, то мы вынуждены будем предпринимать соответствующие ответные шаги, - сказал президент России. - У нас должны появиться новые цели в Европе. Какие будут средства поражения объектов... баллистические или крылатые ракеты, или совершенно новые системы - это уже дело техники”.
В Советском Союзе в таких случаях говорили: “Войны не будет, но начнется такая борьба за мир, что камня на камне не останется”.
Вполне вероятно, что последними заявлениями Владимир Путин резко изменил программу обсуждения международных проблем на встрече глав ведущих государств. Предполагалось, что будет малоприятное выяснение отношений на тему: можно ли считать демократией то, что происходит сейчас в России? А теперь, наверно, разговор еще более неприятный: не находимся ли мы на пороге новой “холодной войны”, и кто в этом виноват?
Президенты-премьеры, конечно, стараются подбирать выражения, а в прессе развернулась пропагандистская война. В которой слов не стесняются и, как во всякой войне, уже никому дела нет, кто первым начал.
Процесс шел постепенно, но обострился в этом году.
“Причины всякой войны нужно, прежде всего, искать в ошибках и просчетах мирного времени, а их корни - в идеологии конфронтации и экстремизма, - сказал Владимир Владимирович Путин, выступая 9 мая на параде в честь Дня Победы. - Тем более что и в наши дни таких угроз не становится меньше. Они лишь трансформируются, меняют свое обличье. И в этих новых угрозах, как и во времена Третьего рейха, всё то же презрение к человеческой жизни, те же претензии на мировую исключительность и диктат”.
Наши широкие массы почти не заметили, мы на слова мало обращаем внимания (ну сказал и сказал, что тут такого?), а Америка была шокирована. Поскольку восприняла более чем странный пассаж на свой счет. И – оскорбилась. Президент дружественной, демократической России сравнивает США с фашистской Германией Гитлера?! Как так? Что случилось?
Это самые мягкие вопросы. Недоумения. А газеты американские писали очень жестко – требовали от своего президента призвать к ответу Путина. Что тот и сделал.
Неизвестно, что и как они говорили по телефону.
После чего Российское министерство иностранных дел стало публично объяснять, что ничего оскорбительного, никакого намека на США в речи президента России и близко не было. Ни в прямом, ни в переносном смысле. А слова Путина относятся только лишь к международным террористам и экстремистам, которые и хотят диктовать миру свою волю...
Дезавуировать такие высказывания нелегко. Впечатление было тяжелое, тягостное.
Но если произошел срыв, мысль случайно запуталась, не то слово ненароком вырвалось - то впредь надо усилить осторожность. Ан нет. Вскоре на весь мир прозвучало: “У некоторых участников международного процесса возникло желание диктовать свою волю всем и вся... Мы считаем - очень и очень опасно и вредно нормы международного права подменять политикой целесообразности. А что такое политика целесообразности? Кто ее определяет? На наш взгляд, это не что иное, как диктат, и не что иное, как империализм”.
Тут уже не свалить на “международных террористов”. Они ведь не являются “участниками международного процесса”.
Давненько, почти два десятилетия, под нашими осинами не слышно было дивного словосочетания - “американский империализм”! А в том, что имелся в виду “американский”, никто не сомневается.
А чтобы не оставалось места для иных толкований, президент Путин продолжил: “Надо сказать прямо и называть вещи своими именами. Наши партнеры американские вышли из Договора по ПРО. Мы тогда сразу предупредили, что предпримем ответные шаги с тем, чтобы сохранить стратегический баланс в мире. Это крайне важно для сохранения всеобщего мира. Наши ответы будут асимметричными”.
Не случайно вновь возникло слово из прошлого. Точно так отвечал в начале своего руководства страной Михаил Горбачев на планы американской СОИ (стратегической оборонной инициативы): “Наш ответ будет асимметричным”.
В данном контексте слово “асимметричный” означает, что мы создадим такое же оружие, только совершенно другим способом, а самое главное – не с такими затратами, в десятки раз дешевле. Как в народе говорили – при помощи лома и такой-то матери...
Но это – самообман. Или прямой обман налогоплательщиков. Военная техника не бывает дешевой. И ответ может быть только симметричным.
Военный бюджет США – примерно 420 миллиардов долларов.
Военный бюджет России – примерно 20 миллиардов долларов.
Какое тут может быть соревнование? И если мы собираемся участвовать в нем – значит, будем тянуть последние жилы из народа.
Советский Союз надорвался в гонке вооружений.
А Россия превзошла Советский Союз пока только в одном – в количестве чиновников. Их у нас в ТРИ РАЗА БОЛЬШЕ, ЧЕМ В СССР, в пересчете на душу населения.
Кстати, о чиновниках. В СССР основные средства-ресурсы уходили в одном направлении – на военно-промышленный комплекс. В России же – три потока, по которым утекает богатство Родины. Первый – доходы олигархов, которые только увеличиваются. Второй – содержание чиновников. Третий – растущие расходы на создание оружия.
Ни чиновники, ни олигархи не пострадают от резкого увеличения оборонного бюджета России, нового перевода страны на военные рельсы. Так что можно не гадать, за счет кого собирается Путин давать асимметричный ответ Америке.
Не бывают изолированными друг от друга внутренняя и внешняя политика. Конфронтация с Западом – верный признак общего политического неблагополучия. Получается, от чего ушли – к тому и пришли. 20 лет психологического шока, ломки сознания, всенародного обнищания, утрат и надежд – псу под хвост?
И, наконец, о пользе дела. Чего мы достигнем? Резкие заявления президента Путина вызваны размещением в Польше и Чехии частей системы противоракетной обороны. К которой, кстати, Россию пригласили присоединиться. Можно обсудить, рассмотреть, подумать. А нацеливанием ракет на Европу уж точно невозможно вызвать симпатии европейских народов и стран. Наоборот – теперь даже протестующая часть населения Польши и Чехии согласится со своими правительствами. То есть результат будет прямо противоположный.


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir