Обзор мировых событий

В мире
№44 (863)
Статья от 1 ноября 2012 года
 
* * *
 
Томас Фридман, классик политических обозрений газеты The New York Times, назвал интернет зеркалом общественного мнения. Чем ближе становятся президентские выборы в Америке, тем меньше места в зеркале новостей оn-line занимают локальные события, включая не ожидавшееся исламистами сопротивление египетской интеллигенции политике президента Мурси, упорную поддержку Россией и Китаем режима Асада и даже ядерное помешательство аятолл.
 
“Центральной темой интернета и прессы стала загадка: Обама или Ромни? Притом демократы и республиканцы, левые и правые всех стран и народов не ждут от кандидатов в президенты крутого виража внутренней и внешней политики США, - написал обозреватель мадридской газеты ABC. - Со стороны битва президента и его оппонента напоминают обычную нечистоплотную предвыборную кампанию в любой президентской стране, что очень огорчительно. США - не просто еще одно государство на глобусе, но важнейший гарант мира”.
 
Обозреватель греческой “Катимерини” выразился так: “Тяжба сторонников Обамы и Ромни напоминает азартное перетягивание каната, неважно куда упадут проигравшие - на травку или в крапиву”.
 
 
 
* * *
 
У нас парламентская республика, но происходит примерно то же самое. “Сразу после решения Нетаниягу и Либермана пошла писать губерния - социалисты, социал-демократы, коммунисты, религиозные реформисты и ортодоксы ринулись в схватку, как Кличко и Янукович”, - написал спецкор бразильской газеты O Globo.
 
В статье Иры Щаранской “Ричард Фальк, Биньямин Нетаниягу и Авигдор Либерман”, опубликованном на сайте Еврейского университета в Иерусалиме и перепечатанном New York Times, я прочитал: “Отставной профессор политологии Ричард Фальк, специальный представитель комитета ООН по соблюдению прав человека на оккупированных палестинских территориях, изложил свои взгляды в отчете за 2010 год: “Израильские оккупанты продолжают строить поселения на захваченных палестинских территориях; удерживают Восточный Иерусалим; не прекращают блокаду Газы; отравляют жизнь палестинских детей”.
 
Редакция газеты сочла необходимым добавить, что “в отчете Фалька нет ни слова о терактах и обстрелах, срывающих усилия уладить конфликт, что профессор вписал свое имя в долгий список евреев, проповедующих антисионизм и подогревающих ненависть к еврейскому народу в мире, призывающих ученых и профсоюзы бойкотировать израильские университеты и товары, добивающихся от комиссии по высшему образованию бойкота Ариэльского университета и поставляющих антисемитским христианским организациям материалы о виновности Синедриона в казни Иисуса во времена Понтия Пилата...”
 
Блог заставляет читателей сравнивать старания Р.Фалька с агитационными речами активистов левого фронта в Израиле. Вряд ли они читали Фалька, но для них “эти правые”, в “этой стране” - враги похуже оккупантов.
 
Незадолго до своей гибели Рафуль (Рафаэль Эйтан), лидер партии ЦОМЕТ (“ционут митхадешет” - “обновляющийся сионизм” и одновременно - “перекресток”), позвонил мне, чтобы узнать, что пишут в русскоязычной прессе Израиля. Я сказал, что в новых изданиях занято много недавних репатриантов и для них выбор ясен: сионизм равняется патриотизму, и только опыт жизни не позволяет им перепевать лозунги эпохи Бен-Гуриона.
 
Рафуль, начальник генштаба во время Первой ливанской войны, сказал:
 
- Бен-Гурион, несомненно, был агитатором лозунга “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!”, но он создал нашу армию и гордился тем, что Рабин настоял на победе в 1967 году. Однако старика взяла в плен левая гвардия, для которой наши победы - нестерпимый факт, а такие как я - враги арабского народа. Особенно после того как партия ЦОМЕТ вошла в союз с “Ликудом”. Для тех, кто ходит на демонстрации под красными флагами, мы - похитители законной власти, которая должна принадлежать им”.
 
 
* * *
Спецкор берлинского дайджеста Tagesschau Себастиан Энгельбрехт, предварительно ознакомившись с мнением европейских и арабских коллег, прокомментировал визит катарского эмира в Газу. Коллеги восприняли приезд эмира в сектор как признание законности правления ХАМАСа. Вместе с тем они сообщили, что Хамад бин Халифа аль-Тани, прежде чем приземлиться в Каире и двинуться в Газу, позвонил в Рамаллу Махмуду Аббасу и пригласил его присоединиться к визиту. Аббас ответил: “Я не член вашей свиты, а президент палестинского народа. ХАМАС силой овладел Газой и оторвал ее от Палестины. Мне там делать нечего”.
 
Единственная египетская газета на английском языке “Аль-Ахрам” назвала визит эмира проблематичным.
“Википедия” напомнила, что в результате арабо-израильской войны 1948-1949 годов сектор Газы перешел под управление Египта. После Шестидневной войны он попал в руки Израиля, и Египет отказался взять его обратно. Он оставался под контролем Израиля до августа 2005-го, когда Шарон протащил “одностороннее размежевание”. В ту пору в секторе Газы проживали 8-9 тысяч евреев и миллион арабов. К настоящему времени евреев там вовсе нет, а численность арабов выросла в полтора раза.
 
Читаем Энгельбрехта: “США и Евросоюз щедро спонсируют население Газы. Арабские государства участвуют в ее финансировании в пределах 7%. К 2040 году численность населения сектора может дорасти до трех миллионов. Запад, по всем признакам, намерен кормить и лечить жителей Газы еще сто лет. Уполномоченная Международного Красного Креста (МКК) в секторе Матильда Редмат в отчете генеральному директору МКК за 2011 год писала: “В секторе Газы нет гуманитарного кризиса, но появились тысячи молодых людей, которым незачем думать о поисках работы, и они занимаются террором”.
 
Эмир Катара удостоился в Газе королевского приема и вручил главе местного правительства Исмаилу Хании чек на 350 миллионов долларов в качестве гуманитарной помощи.
 
Сам Хания объявил, что бин Халифа прорвал блокаду Газы и заставит весь мир признать государство ХАМАСа де-факто и де-юре. Президент палестинского народа Махмуд Аббас по телевидению выразил благодарность эмиру за помощь палестинскому народу и, не переводя дыхания, назвал его визит актом раскола палестинцев.
Tagesschau напечатала репортаж еще одного своего собкора, жителя Газы, очевидца события. “Улицы города были густо увешаны флагами Катара и Палестины, однако люди не сияли от счастья… Эмир намеревался выступить на главном городском стадионе, о чем 24 часа в сутки извещали местное телевидение и радио, но выступление внезапно было отменено. Вместо трехтысячной толпы к объявленному часу на стадион пришло порядка 600 человек”.
 
* * *
Интерес читателей аргентинской La Nacion к событиям на Ближнем Востоке объясняется тем, что в Израиле живут около ста тысяч бывших граждан Аргентины. Газета посвятила приезду катарского эмира в Газу статью “Визит-загадка”. Она пишет: “В Тегеране Катар именуют пособником антинародных режимов Америки и Саудовской Аравии, а ХАМАС до недавнего времени был знаменосцем чаяний палестинского народа. Президент Аббас назвал вещи своими именами. Мы, со своей стороны, признаемся, что не понимали решение Ариэля Шарона убрать израильских поселенцев из Газы в одностороннем порядке, без соглашения с палестинской стороной; не понимаем, чего добивается ХАМАС, обстреливая израильскую территорию из минометов и ракетами, и что удерживает военные власти Израиля от широкомасштабных ответных ударов. Еще меньше мы понимаем, какие цели преследовал эмир Катара своим визитом в Газу. ФАТХ и ХАМАС фактически находятся в состоянии войны”.
 
Днем позже The Washington Post отозвалась на визит эмира в Газу статьей “Вмешательство Катара в палестинские дела заставляет спросить себя, плохо ли это для Ирана и хорошо ли для Израиля?” Статья редакционная. “Монарх богатого нефтью Катара стал первым главой государства, посетившим Газу, захваченную воинственными исламистами в 2007 году. Эмира годами считали врагом Израиля... Но что привело аль-Тани в Газу? Аналитик внешней политики США Дэйвид Робертс уверенно говорит, что визит аль-Тани не является попыткой сблизить позиции израильтян и палестинцев. Единственный проигравший на этой шахматной доске - Иран, поскольку визит эмира еще более отодвинул ХАМАС от режима аятолл”. Знаток ближневосточных проблем Хамади аль-Ауни сказал спецкору радиостанции Deutsche Welle, что приезд эмира в Газу - плод американо-израильской инициативы: вбить клин между просирийски и проирански настроенными палестинцами и их спонсорами.
 
* * *
 
Франческа Пачи, журналистка газеты La Stampa, писала в своем блоге о причинах переполоха среди пишущей братии Израиля: “Они вытащили из нафталина фразу Нетаниягу десятилетней давности “Они боятся!” Он говорил о психозе, объединившем на короткое время левых. 20 июня 2004 года Шимон Перес с трибуны кнессета назвал действия тогдашнего министра финансов Нетаниягу поощрением свинского капитализма. В данное время крохотный Израиль возвышается наподобие монумента разумной экономики над расплескавшимся морем дефолта, и левые силы опасаются, что в результате объединения “Ликуда” и НДИ они победят на выборах и Перес поручит Нетаниягу формирование правительства, к которому примкнет блок религиозных партий, а защитники жертв капитализма окажутся в рядах измельчавшей оппозиции. 
 
Если я не ошибаюсь, во всем западном мире только Германия и Израиль не оказались разоренными. В Израиле экономика рыночная, что для левых равно свинству. Однако краснознаменные колонны демонстрантов 1 мая в Тель-Авиве, которые я видела собственными глазами, уступали по числу публики и участников параду геев и лесбиянок в том же городе. Я не пророчица Двора, но пока что израильские избиратели раскупают не красные флаги, а национальные”.
 
 “Новости недели”

Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir