САЛЬТО-МОРТАЛЕ

В мире
№22 (580)

Если уж и бросать деньги на ветер, то только дождавшись, когда он будет встречным.
Говорят, Рональд Рейган ничего не смыслил в экономике. Тем не менее вывел страну из рецессии и победил в “холодной войне”. Может быть, потому, что был актером и смотрел на жизнь, как на гигантскую сцену?
В 1987 году на встрече “большой семерки” в Венеции Рейган как бы невзначай заметил: «Доллар, конечно, должен оставаться стабильным, но все же неплохо было бы его слегка уронить». На валютных рынках началась настоящая паника. В считанные минуты доллар “похудел” на 5-10 процентов. Страсти улеглись лишь после того, как Белый дом официально заявил, что президент оговорился. Кто-то потерял на этой “оговорке”, а кто-то стал баснословно богатым.
По сравнению с Рейганом Джордж Буш “оговаривается” гораздо чаще, и это тоже приносит кому-то неплохие деньги. Политическая жизнь - не только театральные подмостки, но и обширный рынок, где у каждого товара свой ценник. Отбив атаку Конгресса, принявшего закон о выводе войск из Ирака до 1 апреля 2008 года, Буш добился выделения 120 миллиардов долларов на боевые действия в Ираке и Афганистане. Он победил на этом этапе, но “эстафетный” забег в самом разгаре, и все еще может не раз измениться.
Впрочем, уже меняется. Президент не может не учитывать общественного мнения, которое все настойчивей склоняется к тому, что армия выполнила свой долг в Ираке, уничтожив режим Саддама Хусейна, и больше ей делать там нечего.
А общественное мнение за полтора года до президентских выборов чего-то стоит, если даже оно явно ошибочное. Поэтому Белый дом поручил Пентагону разработать новую концепцию. Мол, если уж не можем победить, то и проиграть никак нельзя. Если не вдаваться в подробности, то суть плана, как сообщает газета The New York Times, в смене приоритетов: вместо проведения военных операций американцы займутся обучением иракской армии и сил безопасности. Это приведет к сокращению ограниченного воинского контингента до 100 тысяч человек, то есть наполовину. «Наша главная цель - помочь иракцам создать такие условия, которые позволили бы американским солдатам вернуться домой», - пояснила заместитель пресс-секретаря Белого дома Дан Перино.
Звучит красиво, но насколько это реально? Американо-иракская война завершилась взятием Багдада. После чего началась ирако-иранская. Смертельная шиито-суннитская вражда схожа с долларами, которые то начинают кончаться, то кончают начинаться. Но почему-то именно это политики в расчет и не берут. Возможно, их, наоборот, устраивает политический хаос, предоставляющий дополнительные возможности. Не случайно нынешняя президентская гонка началась рекордно рано и небывало интенсивно. Все восемь кандидатов-демократов – от наиболее популярной сейчас Хиллари Клинтон до популиста-пацифиста Денниса Кусинича – ратуют за уход из Ирака.  «Если Буш не закончит иракскую кампанию, - заверила  Хиллари Клинтон, - то я это сделаю в свой первый же президентский день».
На пятки Хиллари наступает Барак Обама, выступающий против любых “силовых решений”. Его призыв к сенаторам «закончить эту печальную главу в американской истории и начать новую - достойную мощи наших вооруженных сил» находит отклик не только у демократов, но и у некоторых республиканцев. Поэтому Хиллари Клинтон не спешит раскрывать карты, понимая, что между кандидатом в президенты и президентом – дистанция огромного размера.
У республиканцев в борьбу за Белый дом вступили десять человек. Больше всех шансов на победу у бывшего мэра Нью-Йорка Рудольфа Джулиани и у идущего вторым сенатора Джона Маккейна. Оба они сторонники войны до победного конца.
На самом деле Ирак в предвыборном пасьянсе особой роли играть не будет. На первый план выдвигается Иран. Рука Тегерана ощущается везде – в Ираке, Ливане, Палестинской автономии. А еженедельник Newsweek и вовсе утверждает, что в Ираке идет полномасштабная американо-иранская война. Пока тайная. Три года назад при штабе Корпуса стражей исламской революции было создано так называемое “управление 9000”, которое отвечает за подготовку шиитских диверсионных групп и отрядов, их вооружение и экипировку. Сначала ставилась задача поддерживать только шиитов. Теперь помощь получают и суннитские боевики. Небескорыстно, конечно.  От них требуют «более активных нападений на войска коалиции».
ЦРУ, как обычно, отреагировало с опозданием. Подготовленная его аналитиками справка никакой ясности не внесла: «Трудно понять, в какой роли выступает Иран - катализатором или организатором террора. Из-за недостаточного количества сведений невозможно связать все в единую цепь». Тем не менее, по настоянию президента, ЦРУ тоже решило предпринять контрмеры. По сообщению сайта ABC News, эти меры включают «скоординированную кампанию по пропаганде, дезинформации, а также манипуляции с иранской валютой и финансовыми потоками». Возможно, конечная цель – свержение тегеранского режима. Хотя предпосылок к этому никаких. На сенатских слушаниях директор Национальной разведки Джон Негропонте сказал открытым текстом, что «политическая нестабильность в Исламской республике, которая бы представляла угрозу власти, маловероятна».
Маловероятно и то, что Тегеран вдруг изменит политический курс на курс доллара. Или даже на курс так полюбившегося ему евро. Европейский союз одобрил на уровне министров иностранных дел рекомендованные Советом безопасности ООН санкции против Ирана. В ответ Махмуд Ахмадинеджад пообещал, что ни при каких обстоятельствах не откажется от обогащения урана. Выступая перед семьями “шахидов” в Исфахане, он заявил: «Нас не остановят ни резолюции ООН, ни новые санкции». Если что новое и появилось в его риторике, то почтительные поклоны в сторону аятоллы Али Хаменеи. В Гойпалгане он призывал к единению под руководством «любимого духовного вождя», ибо именно это «укрепляет веру и силу иранцев».
К политическим кульбитам нам не привыкать. Политические банкроты - тоже явление не из ряда вон выходящее. Они неплохо научились исполнять сальто-мортале. Начав жестко прессовать Буша, демократы вдруг поняли, что переусердствовали. Вывести войска из Ирака – самое легкое решение. Но что делать с Ираном? Спектр мнений самый широкий и... ни к чему не обязывающий.
Под тяжестью мыслей партийная линия чаще всего становится пунктирной. Осталось только поинтересоваться, как ко всем этим идеям относится сам Иран. Боюсь, отрицательно, потому что достаточно внятно объяснил всем, чего хочет и к чему стремится. По большому счету, Тегерану совершенно безразлично, станет Хиллари Клинтон президентом или нет. Так же, как и останется ли Нури Малики премьер-министром Ирака. “Историческая” встреча уже произошла. В резиденции Малики. С американской стороны присутствовал посол в Багдаде Райан Крокер, с иранской – чиновник МИДа Хасан Каземи Коми. Вашингтон требует прекратить финансирование и подготовку шиитских боевиков, а Тегеран настаивает на выводе американских войск. Крокер не унывает: «Поговорили – уже хорошо. Теперь посмотрим на эффективность подобных встреч. Все начинается с первого шага».
А смотреть-то в принципе и не на что. Не всякая плодотворная встреча приводит к результату. О восточной тактике ведения переговоров можно поэмы слагать. Чего стоят одни только многолетние переговоры с “евротройкой”. Теперь выясняется, что и любимец Великобритании и Германии и последовательный критик вторжения в Ирак Мухаммед аль-Барадеи долгое время водил всех за нос. Он давал понять Тегерану, что если проявить твердость, то “международное сообщество” вынуждено будет отступить. Теперь, когда он решительно выступил против требований Совета безопасности ООН заставить Иран отказаться от обогащения урана, поскольку они, эти требования, дескать, уже устарели, “евротройка” назвала это ударом в спину.
Раньше почему-то никто не обращал внимания на то, что хитрый египтянин мешал титаническим американо-европейским усилиям создать единый международный фронт против иранской ядерной программы. МАГАТЭ получило Нобелевскую премию мира за то, что пять лет потакало Тегерану. А сам аль-Барадеи постоянно смягчал остроту докладов своих экспертов, давая Ирану возможность заметать следы и предоставляя ему отсрочку за отсрочкой. Теперь, когда Тегеран вышел на уровень промышленного обогащения урана, уже поздно что-либо менять. За исключением, пожалуй, отставки самого Барадеи. Добровольно он не уйдет. Поэтому с него должны спросить и за затяжку времени, и за бездействие. Только кто будет спрашивать? Те, кто отработал до автоматизма сальто-мортале?


comments (Total: 3)

Для предотвращения использования чужих "ников" на сайте есть регистрация. Зарегистрированные "ники" не могут использоваться незарегистрированными пользователями.

edit_comment

your_name: subject: comment: *
Тому самозванцу, что вверху! Прошу больше не пользоваться моми ником. Оставляете свои тупые комменты в другом месте. Статья "Сальто-мортале" отличная!

edit_comment

your_name: subject: comment: *
Из рубрики "We Hate moslems"!

edit_comment

your_name: subject: comment: *

Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir