РАБЫ ИДЕИ
Если Фортуна снова повернулась к вам спиной - не отчаивайтесь, а просто постарайтесь воспользоваться этим. Что бы ни случилось, мы списываем на случайность, не замечая закономерностей. Всем правит случай. Знать бы еще, кто правит случаем.
Накануне Пурима один мой приятель поругался с шефом, который не захотел увеличить ему зарплату. «Придется уходить!» - пожаловался он мне. Но случилось чудо: уйти пришлось шефу, а на его место назначили... моего приятеля. Незадолго до Песаха подобный конфликт произошел и с моей родственницей. Она ушла в другую компанию с зарплатой на 20 тысяч долларов больше. Напросилась в гости на седер, чего раньше никогда не было, и с победным видом заявила: «Я теперь тоже не рабыня, а свободный человек».
Можно ли назвать свободой осознанную необходимость добровольно уйти в рабы? Накануне Песаха в мире произошли события, как будто специально приуроченные к этому еврейскому празднику – празднику свободы. Встрепенулись даже европейцы, которых американцы презрительно называют “счастливыми рабами”, поскольку они не осознают своего рабства. Опрос, проведенный в 18 странах Евросоюза компанией TNS-Sofres, специализирующейся на социологических исследованиях, показал, что 52% населения выступает за военную конфронтацию с Ираном, чтобы не допустить появления там атомного оружия. Наиболее “агрессивными” оказались датчане: за применение силы высказалось 68% опрошенных. А самыми миролюбивыми – словаки – всего 37%. Не намного отстали от них немцы и испанцы. Зато во Франции и Великобритании большинство высказалось в поддержку превентивного удара.
Англичан можно понять. Давно не испытывали они такого унижения. Захват военных моряков, выполнявших задачи, возложенные на них Советом Безопасности ООН, Тегеран превратил в фарс, который добавил ему популярности не только в мусульманском мире. Продержав их в заложниках почти две недели, Иран получил все, что хотел. И хотя Тони Блэр клялся, что не было «никакой торговли и никакого противостояния», кто ему поверит? Али Акбар Велаяти, советник верховного аятоллы Али Хаменеи, выступая по центральному государственному каналу, заявил, что правительство Великобритании прислало официальное письмо с извинениями. «Великобритания признала нарушение иранской границы и извинилась за это», - сообщил он.
Точку поставил не Тони Блэр, а Махмуд Ахмадинеджад. Весь мир облетели кадры, снятые британским телеканалом Sky News, где иранский президент вручает освобожденным морякам сувениры и угощает восточными сладостями, а те подобострастно благодарят его с рабским раболепием на лицах. А один из них, пожимая руку Ахмадинеджаду, лепечет: «Я верю, что вы победите». Можете представить, как ликует исламский мир. “Царица морей”, два столетия державшая всех в страхе, умерла, как морская держава. Кстати, командующий военно-морским флотом Великобритании адмирал Джонатан Бэнд уже заявил о «временном прекращении» любых операций военных кораблей в зоне Персидского залива. До завершения расследования инцидента с захватом моряков. Теперь в этих водах будет хозяйничать Иран.
Персидская мутация из динозавров в ангелы проходит вполне успешно. Пока мировое сообщество следило затаив дыхание за судьбой британских моряков, Махмуд Ахмадинеджад разыграл еще одно шоу, посетив спецлагерь, где готовят шахидов. Его сопровождала шумная ватага журналистов, которым он, не скупясь, раздавал интервью. «Это наше непобедимое оружие, - с гордостью говорил президент. – Шахиды показывают нам пример патриотизма и самоотверженности. Сегодня их десятки тысяч, а завтра счет пойдет на миллионы». Во время войны с Ираком Иран уже использовал это “стратегическое оружие”, отправляя на передовую подростков-самоубийц, которых готовили к “священной миссии” с детства. Правда, это не помогло.
Но в “войне нервов” все средства хороши. Ирану во что бы то ни стало хочется всем внушить, что он превратился в региональную сверхдержаву, с которой необходимо считаться. На это и рассчитаны заранее продуманные демарши. Особенно сильное впечатление они производят на арабских соседей, режимы которых Ахмадинеджад презрительно называет продажными лакеями Запада. Неуютней всех чувствуют себя престарелые саудовские принцы.
Купающийся в нефтедолларах Эр-Рияд не жалеет средств на закупку вооружений. Посредником выступает Джеймс Бейкер, который убеждает Белый дом как можно быстрей обеспечить стратегического союзника всем необходимым, иначе Саудовская Аравия может обратиться за помощью к России. Как сообщает газета The New York Times, сделка о поставке новейших видов наступательного оружия на сумму около 10 миллиардов долларов уже подписана. Но в последнюю минуту вмешался Израиль, который не без оснований опасается, что в королевстве может произойти исламский переворот и к власти придут сторонники бен Ладена. И тогда американское оружие будет обращено против Израиля и самой Америки. Окончательное решение должен принять Конгресс, который рассмотрит этот вопрос в конце апреля.
Скорее всего, Эр-Рияд получит большую часть того, чего просит, заметно сократив технологическое отставание от израильских военных разработок.
Сдерживающим фактором против иранской угрозы это не будет. И завершения арабо-израильского противостояния не приблизит. Так называемая “саудовская мирная инициатива” похоронила “дорожную карту”, но альтернативой ей не стала. По-иному и быть не могло. Единственная цель этого плана – прорвать финансовую блокаду палестинской автономии и обвинить Израиль, который не согласится принять заведомо неприемлемый план, в нежелании установить “подлинный и справедливый мир” на Ближнем Востоке.
Израильский премьер Эхуд Ольмерт призвал арабские страны к прямым переговорам и даже выразил готовность встретиться с делегацией Лиги арабских государств в Иерусалиме или, на худой конец, в Эр-Рияде. Саудиты посчитали это чуть ли не богохульством, поскольку, по законам королевства, ни одна еврейская нога не может ступить на священную исламскую землю. Министерство иностранных дел Саудовской Аравии ответило вполне доходчиво: «Прежде чем арабские страны признают еврейское государство, Израиль должен уйти со всех оккупированных территорий, способствовать становлению палестинской независимости и согласиться принять беженцев». Потом, дескать, посмотрим.
А смотреть-то и не на что. Захват британских моряков отодвинул на второй план еще одну трагедию. Три недели назад в Газе был похищен корреспондент Би-би-си Алан Джонстон. Под давлением Американского комитета защиты журналистов Лондон дал поручение своему консулу в Израиле Ричарду Мэйкпису встретиться с Исмаилом Ханийей и постараться убедить его освободить заложника. Бандитская тактика приносит плоды. Но вместо того чтобы посадить бандитов на жмых и воду, с ними пытаются договориться. Лучше самим перейти на травяной рацион, чем “обидеть” террористов.
Но то, что может позволить себе Иран, палестинской автономии и не снилось. Окружение Махмуда Аббаса опасается, что ООН, в конце концов, объявит сектор Газы “опасной зоной”. И закроет пункты доставки и распределения гуманитарной помощи. «Газа наполнена бандитами», - сокрушается Ясер Абед Рабо.
Ему вторит Саиб Арикат. «Газа сегодня хуже, чем Сомали, – заявил он в интервью газете Jerusalem Post. –Улицы контролируют боевики, и новое правительство не делает ничего, чтобы восстановить закон и порядок».
Даже советник Аббаса по национальной безопасности полон пессимизма: «Ситуация просто катастрофическая. Молодежь предпочитает вступать в клановые бандформирования, вместо того чтобы идти в службы безопасности».
ХАМАС не остается в долгу, обвиняя подконтрольные Аббасу силовые ведомства в неспособности выполнять свои обязанности. «Конечно, спецслужбы знают, где находится журналист Джонстон, но ничего не делают для его освобождения - говорит вице-спикер законодательного собрания Азам эль-Ахмад. - Какой тогда смысл в 85 тысячах сотрудников безопасности?».
И в самом деле, как можно говорить о палестинской государственности, если миллиарды даровых долларов уходят не на создание рабочих мест, а на формирование “народного ополчения”, где под ружье поставлено чуть ли не все взрослое население автономии? Да еще под эгидой международного сообщества.
Изменить рабскую психологию можно лишь уничтожая раба в себе. Игнорируя мнение окружающих. Но даже в Конгрессе не хотят этого понять. Война с терроризмом превратилась в фарс. Она, по существу, еще и не началась, но уже проиграна. Выступая на сенатских слушаниях, министр обороны Роберт Гейтс предупредил, что ограничение американского воинского контингента в Ираке приведет к еще большему насилию и “этническим чисткам”. Это был его ответ на предложение лидера демократического большинства в Сенате Гарри Рида, который настаивает на сокращении военных расходов. По его мнению, боевые действия должны ограничиваться точечными операциями против “Аль-Каеды”, подготовкой иракских войск и защитой военных баз в районе Персидского залива.
Не имея собственной концепции, демократы усиленно проталкивают “доктрину Бейкера-Гамильтона”, сделав ее “библией” противников Джорджа Буша. Первой роль проводника “альтернативной политики” взяла на себя спикер Палаты представителей Нэнси Пелоси, третье лицо страны после президента и вице-президента, отправившаяся в Сирию на встречу с Башаром Асадом. Чтобы эта поездка не выглядела столь демонстративной, она заехала для приличия в Иерусалим, Рамаллу и Бейрут. Пытаясь оскорбить Буша, Нэнси унизила прежде всего себя. Потому что американский посол был отозван из Дамаска еще год назад, сразу после убийства ливанского премьер-министра Рафика Харири. Унизила она и американцев, потому что оружие и террористы попадают в Ирак из Сирии.
В Дамаске Нэнси заглянула на рынок, где торговцы угостили ее фисташками. Видимо, это больше всего и запомнится ей из этой совершенно бессмысленной поездки. Легче быть рабом идеи, чем хозяином слова.
comments (Total: 1)