Охота за подводными сокровищами
Глядя на этот огромный, широко известный в мире утес, неподалеку от которого идут поиски останков затонувшего старинного корабля, трудно поверить, что вот уже более трехсот лет их местонахождение остается неизвестным. Пролив Гибралтар - не далекий и всеми заброшенный уголок океана. Здесь в узкой горловине, соединяющей Средиземное море и Атлантический океан, пролегает один из самых напряженных в мире морских маршрутов, водный торговый конвейер, исправно действующий уже не первое тысячелетие.[!]
Понятное дело, за это время здесь произошло немало кораблекрушений, оставивших след в истории. Зафиксирован в анналах и факт гибели у Гибралтара в 1694 году 80-пушечного Her Majesty’s Ship - «корабля ее Величества». Это был «Сассекс» - флагманское судно британской эскадры под командой адмирала Фрэнсиса Уиллера. В то время Англия и ее союзники уже пятый год сражались с французским экспансионизмом, и «Сассекс» вел большой флот в Средиземное море навстречу будущим сражениям. Однако вместо вражеских кораблей бороться флагману пришлось со стихией. Разразившаяся у Гибралтара сильная буря стала для него последней.
С тех пор о «Сассексе» практически не вспоминали. До того момента, когда в Британском морском архиве уже в наше время не был найден забытый всеми документ. В нем говорилось, что корабль, кроме чисто военных задач, выполнял в своем последнем походе и секретную миссию. Оказывается, адмиралу Уиллеру было поручено доставить груз золота и серебра колеблющемуся союзнику англичан герцогу Савойскому – деньги издавна были отличным средством укрепления «дружеских» связей.
По разным оценкам, сокровище, спрятанное на борту лежащего на дне «Сассекса», оценивается в сумму от одного до четырех миллиардов долларов. Правда, ценность эта, как говорят специалисты, «нумизматическая», то есть эти деньги могут быть получены от продажи клада любителям-коллекционерам, а величина выручки будет зависеть не только от количества, но и от достоинства и состояния составляющих его старинных золотых монет.
...С пляжа, окружающего испанский порт Сотогранде, хорошо видно небольшое исследовательское судно, маневрирующее как раз над тем местом, где под толщей вод должно покоиться то, что осталось от «Сассекса». Маленький специальный кораблик «Минимекс» арендован во Франции компанией Odyssey Marine Exploration – OME, которая базируется во Флориде в городе Тампа. ОМЕ занимается бизнесом нового типа - коммерческой морской археологией. Компания ведет поиск и обследование погибших судов, а затем договаривается с правительствами стран, имеющих законные права на эти корабли и их грузы, об их подъеме и использовании. При этом страна-владелец получает поднятые со дна наиболее ценные памятники материальной культуры, а ОМЕ – все остальное, продавая доставшиеся ей сокровища музеям и частным коллекционерам.
Как правило, поднять что-либо с больших глубин удается лишь с помощью дистанционно управляемых транспортных средств (remote operated vehicle – ROV), эксплуатация которых обходится достаточно дорого. Например, за каждую минуту работы соответствующим образом оборудованного «Минимекса» компании приходится платить примерно 20 долларов. Поэтому ОМЕ берется за дело только в тех случаях, когда у нее есть хоть какая-то уверенность в материальном успехе очередного предприятия.
В случае с «Сассексом» такую уверенность внушают отчеты Британского адмиралтейства, рассказывающие,как триста лет назад страшная буря разметала флотилию из сорока кораблей напротив скалистого испанского побережья. «Сассекс» затонул так быстро и неожиданно, что мирно спавший адмирал даже не успел одеться. Естественно, стремительность развивавшихся событий не позволяла спасти даже часть перевозимых сокровищ. Так что ОМЕ имеет все основания надеяться на удачу.
Для своих поисков экспедиция использует «рыбу» - сканирующий ультразвуковой гидролокатор. «Он работает примерно так же, как если бы вы тащили за собой футах в ста от морского дна освещающую его лампочку, - поясняет заведующий этой частью работ Джон Эстли. – но вместо яркого света вы производите звук, который могут слышать только собаки и летучие мыши. При этом объекты, которые возвышаются над морским дном, создают на мониторе системы акустические тени».
Несмотря на то, что для управления «Минимексом» используется глобальная спутниковая навигационная система (Global Positioning System), буксировка гидролокатора с помощью кабеля длиной в несколько тысяч футов требует от моряков большого искусства кораблевождения. Когда на экране локатора неожиданно возникают не обозначенные на карте утесы, только высокое мастерство Джона Эстли позволяет уберечь от столкновения «рыбу», которая одна стоит более 60 тысяч долларов.
...В этот ласковый теплый денек трудно представить, что столь спокойное Средиземное море способно на жестокость, которая когда-то погубила «Сассекс». Вот уже несколько часов «Минимекс» таскает гидролокатор над очередной выступающей на дне возвышенностью. Глубина 1200 футов. Цель 337 – так обозначили ее на картах экспедиции – не первая и, может быть, далеко не последняя. «Это какое-то геологическое образование», - огорченно говорит один из соучредителей «Одиссея» Грэг Стемм. Но как бы то ни было, каждая «цель» должна быть проверена. С кормы корабля в воду опускается оснащенный телекамерой ROV, и на экране сразу возникает жизнь моря – рыбы, медузы, водоросли... А вот и дно. Через минуту в поле зрения камеры попадает какой-то выступ, очень напоминающий по форме нос корабля. Неужели? Но вот камера приближается, и становится ясно - это просто груда камней – Грэг оказался прав.
Корабль возвращается в порт, но Стемм не выглядит чересчур огорченным. Он знает, что удача практически никогда не приходит сразу. А его надежды имеют под собой твердую почву: совсем недавно экспедиция подняла с глубины 3000 футов корабельную пушку времен «Сассекса». Значит, и сам он лежит где-то здесь. И ищущим его требуются только терпение и время.