китай: ОТ ХУНВЭЙБИНОВ ДО “МАЛЕНЬКИХ ИМПЕРАТОРОВ”

Факты. События. Комментарии
№12 (570)

В последнее время в Китае довольно часто можно услышать выражение «маленькие императоры». Так называют поколение молодежи, родившееся в период последней демографической реформы.
В начале 80-х годов, когда рост населения в этой крупнейшей азиатской стране стал угрожать осуществлению экономических и социальных реформ, правительство приняло новую демографическую политику, основой которой стала концепция «одна семья – один ребенок». Реформа привела к появлению нового поколения молодежи - поколения, не имеющего представления о «социализме Мао Цзэдуна». Они с детских лет слышали советы родителей, что «быть богатым хорошо», больше половины из них обучались в колледжах и университетах, они знают иностранные языки и пользуются интернетом. Социологи указывают, что основными качествами молодых людей являются эгоизм и индивидуализм. Они чрезвычайно прагматичны. Чтобы достичь своих целей – доходов, могущества, власти и престижа, они могут быть чрезвычайно агрессивны. «Молодые императоры» мало интересуются политикой и позитивно воспринимают некоторые западные ценности, в том числе моду и музыку. Они хотят свободно путешествовать, выбирать работу и друзей. В то же время их представление о свободе отличается от восприятия демократических ценностей их сверстниками на Западе.
Во время одного из опросов большинство из них заявили, что хотели бы работать в крупной компании, стать миллионерами или «кадровыми» чиновниками. Примечательно, что наиболее популярным символом этого поколения является американский миллиардер Билл Гейтс.
«Маленькие императоры» стали чрезвычайно выгодными потребителями. Большинство китайских родителей с высоким и средним уровнем достатка считают инвестиции в будущее своих детей наиболее рациональным способом траты денег. По оценкам экспертов, среднестатистическая китайская семья тратит от 40 до 50 % доходов на своего ребенка. Значительная часть семейных денег уходит на одежду, игрушки, экзотическую еду, а в дальнейшем - на оплату обучения в специализированных школах, приглашение репетиторов, покупку компьютеров. Потребительский бум, связанный с этим поколением, уже приносит весомые экономические плоды. Китайские социологи считают, что это поколение через каких-нибудь десять-пятнадцать лет будет составлять основу среднего класса страны, без которого невозможна реальная модернизация общества.
Конечно, нельзя забывать о том, что китайская молодежь чрезвычайно разнородна. Школы во многих бедных провинциальных городах становятся своего рода поставщиками членов китайских криминальных групп. Молодые крестьяне участвуют в многочисленных выступлениях фермеров против властей. Китайские средства массовой информации сообщают о росте самоубийств среди молодежи. Да и обеспеченные молодые люди постоянно испытывают стрессы, вызванные опасениями не найти работу после окончания учебы.
Поколение «маленьких императоров» нельзя не рассматривать в контексте трансформации китайской молодежи в новейшей истории Китая. Мао Цзэдун в начале 60-х годов развязал так называемую «культурную революцию», натравив многие миллионы школьников, студентов, деклассированных элементов на партийных работников, чиновников, интеллигенцию. Молодежь стала, с одной стороны, жертвой тоталитарного режима, а с другой - «маленькими палачами». Миллионы людей были замучены в лагерях «перевоспитания», искалечены и убиты. Неудивительно, что после смерти Мао и прихода к власти Дэн Сяопина уцелевшие партийные кадры полностью поддержали безжалостное подавление студенческих демонстраций на площади Тяньаньмынь в 1989 г. Пекинские студенты выступали с политическими лозунгами, требуя отставки престарелого руководства и свободы прессы. В то же время у них не было ясных политических целей. С одной стороны, они объявляли себя китайскими демократами, с другой - во время демонстраций пели “Интернационал” - гимн солидарности мирового пролетариата.
После кровавых событий на площади Тяньаньмынь китайское руководство начало усиливать авторитарную власть КПК и старалось отвлечь молодежь от политической борьбы, в чем добилось немалого успеха.
В настоящее время китайские средства массовой информации рисуют довольно мрачные картины российской жизни, что лишний раз убеждает молодых людей: Китаю нужны экономические реформы, а не “хаос”, подобный процессу демократизации северного соседа. Среди молодежи все более популярной становится точка зрения о том, что западная демократия противоречит китайским духовным ценностям и что для Китая основной задачей в настоящее время является физическое выживание народа, проведение экономических реформ, а не свобода выражения мнений. Китайская молодежь стала проявлять значительный интерес к националистическим идеям, становлению статуса Китая как великой державы.
Неудивительно, что у “маленьких императоров” стараются вызвать интерес к политической жизни страны. Политологи, с одной стороны, отмечают их аполитичность, с другой - обращают внимание, что молодые люди довольно активно вступают в КПК. Дело в том, что членство в коммунистической партии дает им много преимуществ при продвижении по служебной лестнице и получении работы в преуспевающих фирмах. Примерно 30% выпускников колледжей и университетов становятся коммунистами. Эта цифра говорит о том, что «маленькие императоры» превращаются в важную элитарную прослойку общества.
В настоящее время в Китае не прекращается подспудная борьба за власть между различными группировками КПК. Повышения накала этой борьбы ожидают к 2012 году, когда придет время смены нынешнего руководства КПК. К этому времени выходцы из поколения «маленьких императоров» уже будут оказывать значительное влияние на политический процесс. А к следующему сроку переизбрания партийных руководителей они будут принимать прямое участие в борьбе за власть и определять курс крупнейшей мировой державы.
Нельзя не затронуть еще одну проблему, связанную с появлением поколения «маленьких императоров». Этот феномен отражает тенденции в развитии молодежных субкультур в западных странах и прежде всего - в США. По мнению китайских политологов, поколение «маленьких императоров» в немалой степени повторяет путь комсомольского актива в СССР и американских «яппи». Довольно распространенной является точка зрения, что основной удар по советской системе был нанесен Горбачевым и его командой. Однако они до последнего времени верили в возможность построения социализма с человеческим лицом и всячески препятствовали переходу к рыночному хозяйству. Реальными проводниками капитализма в России скорее следует считать «комсомольских активистов» Они еще в период советской власти возглавили руководство студенческими отрядами, а с конца 80-х годов стали организаторами первых кооперативов и оказались наиболее подготовленными к вступлению в эру капитализма.
В США во второй половине прошлого века на смену движению хиппи, которое стало принимать все более радикально-бунтарский характер, пришла конформистская элитарная субкультура «яппи» – молодежи 80-90-х годов. Целью «яппи» являлись высокооплачиваемая работа, деловой стиль в моде, посещение фитнес-центров. Их основные качества -прагматизм и презрение к людям, не добившимся успеха. «Яппи» оказали значительное влияние на успехи американской экономики в период правления Рейгана.
Китайские лидеры испытали своего рода шок от «цветных революций» в бывших советских республиках. Однако менталитет и деятельность поколения «маленьких императоров» не дают поводов для беспокойства. Они совершенно лишены так называемой революционной романтики и трезво оценивают стоящие перед Китаем задачи. И это дает основание надеяться, что будущее китайское руководство будет уделять основное внимание развитию китайской экономики, стабильности в обществе и определенному изменению политической системы.


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir