Еще один ковбой?
До очередных президентских выборов больше полутора лет, а страсти уже кипят. Претендентов великое множество, и число их все растет. Республиканцы, демократы, либертарианцы, независимые, крайние и умеренные либералы, жесткие и сговорчивые консерваторы, защитники и противники реформ – выбор широчайший, на любой вкус. Конечно же, определились лидеры, чьи шансы на победу в гонке оцениваются сегодня как предпочтительные. Это отнюдь не означает, что президентом США в 2008 году обязательно станет кто-то из них. Как говорится, возможны варианты. В истории страны бывали случаи, когда в последний момент на авансцену выдвигалась совершенно неожиданная фигура, «темная лошадка», и мгновенно завоевывала симпатии большинства избирателей.
Пока лидирующие в общественном мнении «кандидаты в кандидаты» составили две равнозначные пары. Хиллари Клинтон и Барак Обама от демократов, Джон Маккейн и Рудольф Джулиани – от республиканцев. Опросы социологов показывают, что в соревновании внутри этой четверки на первые позиции постепенно, с очень небольшим отрывом от остальных, выходит бывший мэр Нью-Йорка Руди Джулиани. Тут есть чему удивляться.
Политические противники, естественно, стараются атаковать бывшего мэра Большого Яблока с разных сторон. Наиболее консервативно настроенные республиканцы критикуют за то, что он поддерживает право женщин на аборт и выступает за ограничение продажи оружия, напоминают, что он дважды разводился – столь свободное отношение к официальному супружеству в пуританской Америке не приветствуется. Тем не менее рейтинг Джулиани растет.
Не мешает этому росту и критика со стороны либералов, упрекающих претендента в излишней жесткости, нетерпимости к иному мнению, в недостатке опыта. Довольно обширный перечень такого рода претензий содержится, в частности, в статье Джонатана Дэрмана «Герой в момент катастрофы», опубликованной в одном из последних номеров журнала «Ньюсуик». Вместе с автором статьи отдадим должное энергии и решимости мэра 11 сентября и в последующие дни. Самоотверженно работали пожарные и полиция, умело была организована медицинская, психологическая, материальная помощь пострадавшим, поддержка семьям погибших. Многомиллионный город удалось оградить от всеобщей паники, мобилизовать силы для сохранения порядка.
Все так. Только жизнь не состоит из цепочки катастроф, требующих героизма. Существуют длинные будни, каждодневные заботы, радости и печали. Решения и действия нашего бывшего градоначальника на этом поле далеко не всегда заслуживали похвалы. Странно, что об этом забыли многие американцы, в том числе и жители Нью-Йорка. Впрочем, вполне возможно, они все помнят, однако мэра не только не порицают, а наоборот, восхваляют. За бескомпромиссность, твердокаменную уверенность в своей правоте, за прокурорскую прямоту в суждениях на сложные темы. Примеров тому хватает.
Вспомним, как глава нью-йоркской полиции Уильям Бреттон однажды позволил себе высказать мнение, отличное от мнения градоначальника. Он тут же был уволен. Вместо него назначили Бернарда Керика, человека с полутемным прошлым, зато во всем послушного мэру. И полиция начала своевольничать. В прессе то и дело появлялись сообщения о незаконных задержаниях, грубости и даже изуверских действиях служителей порядка. А случай, который произошел 4 февраля 1999 года, иначе как преступлением и назвать нельзя. Полицейские то ли от страха, то ли от куража всадили 41 пулю в тихого, ни в чем не повинного гвинейского иммигранта Амаду Диалло. Джулиани приложил максимум стараний, чтобы виновники не понесли заслуженного сурового наказания.
Длительное время мэр открыто враждовал с главой администрации Манхэттена и лидерами общины Гарлема, наотрез отказывался вникать в их проблемы. Почему? Был до предела раздражен их критическими замечаниями в его адрес. Не простил. По словам тех, кто знаком с Джулиани, он не умеет сдерживать чувства, слишком часто позволяет себе безапелляционные заявления и командирский тон. Такой, например, была его реакция на довольно сомнительную экспозицию в Бруклинском музее, где наряду с другими работами выставили фигуру Богородицы с использованием куска слоновьего помета. Вместо строгого, но спокойного замечания мэр разразился не очень приличным криком.
Весьма странной была и его реплика по поводу того, что Нью-Йорк мало заинтересован в присутствии Организации Объединенных Наций на территории города.
О степени политической корректности такого заявления пока умолчим. Но разве трудно понять, что без штаб-квартиры ООН город утерял бы значительную долю своей уникальности в стране и в мире? И вряд ли мог бы сохранить привлекательность для международного капитала.
Хозяйство Нью-Йорка во времена Джулиани особых достижений не имело. В наследство от предшественника новый мэр, Майкл Блумберг, получил многомиллионную дыру в городском бюджете.
По-разному оценивая деятельность Рудольфа Джулиани на посту главы нью-йоркской администрации, многие обозреватели еще в 90-х годах считали нужным подчеркнуть: он не политик. Знаю, часть населения видит в такой оценке не упрек, а похвалу. Не политик? Так это как раз то, что надо! Ловкачей и без того хватает. И вообще политика – дело не совсем чистое и честное. Там интриги, подлоги, вранье, беспринципность, финансовые махинации. Все верно. Тем не менее без профессиональных политиков никакое государственное устройство невозможно, кто-то должен заниматься и такой работой. Важно только, чтобы политические лидеры соответствовали конкретным требованиям времени.
О том, какой лидер нужен сейчас Америке, пишет другой известный журналист, Джонатан Алтер: «Наиболее эффективным будет тот преемник Джорджа Буша, кто сочетает в себе твердую уверенность с гибкостью и уважительным отношением к подчиненным, а также предпочитает строить мосты, а не сжигать их». По мнению журналиста, такой лидер для исполнения любых внешнеполитических акций должен обязательно привлечь надежных союзников и заручиться поддержкой мировой общественности. «Нашему новому главнокомандующему надо бы перенять опыт Тома Сойера, который, как известно, сумел увлечь покраской забора всех своих приятелей».
Джонатан Алтер называет участника нынешней президентской гонки Рудольфа Джулиани «городским ковбоем» и утверждает, что по свойствам характера он не соответствует интересам страны в современных обстоятельствах. Есть масса оснований полагать, что журналист прав. Остается только удивляться тому высокому рейтингу претендента, дилетанта в политике, какой он снискал у избирателей, особенно у русскоязычных. Мы часто сетуем, что история ничему не учит. Что говорить об истории, если мы отказываемся усвоить даже уроки сегодняшнего дня!
comments (Total: 2)