ложь не во спасение
Есть несколько категорий людей, часто прибегающих к так называемой представительской лжи. То есть ко лжи не корысти ради, а токмо поднятия своего имиджа для. К таким категориям, например, относятся рыболовы, охотники и бабники.
Насколько известно, депутат израильского парламента Кнессета от партии «Наш дом – Израиль» Эстерина Тартман рыбалкой и даже охотой (несмотря на то, что она - майор запаса) не увлекается. Во всяком случае, таких сведений в ее краткой биографии на интернет-сайте партии НДИ нет. Зато там значилось, что Тартман имеет вторую степень по экономике. И эти данные о полученном образовании были, мягко говоря, неточными. А если проще - обычным враньем...
Впрочем, на партийный сайт заглядывает не так уж много пользователей интернета. Разве что в предвыборную пору, когда персональные данные кандидатов интересны избирателям. А вот популярную в стране программу телевизионных интервью смотрят сотни тысяч зрителей. И черт же дернул Эстерину за язык привести в качестве аргумента в свою пользу вот эти слова: «С моим административным опытом и с моей второй университетской степенью по экономике мне будет не так уж трудно руководить данной отраслью...»
Хвалясь ученостью, Эстерина Тартман говорила о своей уместности на посту министра туризма, о чем решил отметить ее заслуги глава партии «Наш дом – Израиль», вице-премьер правительства и министр стратегического планирования Авигдор Либерман. Решил, проигнорировав традицию израильской политики - назначать на высокий пост второго в партии человека – депутата, занимающего следующую после главы строчку фракционного списка. Эту строчку в НДИ после трагического ухода из жизни Юрия Штерна занимает бывший заместитель главы службы общей безопасности ШАБАК Исраэль Хасон, а не Эстерина Тартман, довольствующаяся лишь пятым местом в партийном списке. Ей никак не должен был достаться министерский портфель, но в партии Либермана все решает сам хозяин «нашего дома».
Наверное, этого Авигдору Либерману делать не стоило. Израильский истеблишмент, неисправимо левый и откровенно снобистский, давно точил зубы на Эстерину Тартман. Ей не могли простить жесткие высказывания по поводу палестино-израильского конфликта и особенно недавние возражения против первого в истории Израиля назначения министром науки, культуры и спорта араба - Ралеба Маджадлы, депутата от Рабочей партии. Она тогда заявила, что назначение араба на министерский пост заносит топор над сионизмом. Тартман высказалась в том смысле, что ввиду внутрипартийных выборов председатель Аводы Амир Перец дал арабам Израиля политическую взятку, отдав пост министра науки их соплеменнику, не имеющему достаточного образования.
...Лучше бы она тогда не касалась темы ученых степеней. Маджадла хотя бы не лгал насчет своих дипломов, а Тартман на такую ложь пошла. В чем ее с легкостью и разоблачили левые журналисты, едва самой Эстерине засветила высокая министерская должность.
Кто помог газетчикам? Точно сказать трудно, если вообще возможно. Кто-то намекает на прежнюю работу и соответствующую информированность отставного генерала госбезопасности Исраэля Хасона, обескураженного выбором Либермана и не скрывающего своей обиды на лидера партии. Но подтвердить, что именно он помог разгореться этому скандалу, сегодня не рискнет никто.
Скандал и вправду вышел громкий. Не было ни одного СМИ, где Эстерину Тартман в лучшем случае не подняли бы на смех с ее «виртуальной мантией магистра», а в худшем – не потребовали бы лишения депутатского мандата за обман избирателей. Председателю партии «Наш дом - Израиль» пришлось давать на эту тему пресс-конференцию, в ходе которой он явно сорвался и дошел до нападок на всю израильскую прессу, которую он назвал кровожадной, мелочной и политически ангажированной.
Эстерине Тартман осталось лишь публично отказаться от предложенной ей должности и признать, что университетского диплома о законченном высшем образовании у нее как не было, так и нет. Можно считать, что политической карьере этой неординарной женщины нанесен непоправимый ущерб.
Спекуляций вокруг «дела о дипломах» возникло немало. Одни потребовали выяснить, не прибегала ли Тартман к такой же лжи, чтобы повысить «даргу» - показатель образования государственного служащего, когда она работала в банке «Яхав», и не дало ли это ей незаконного повышения зарплаты. Другие настаивали на проверке также и свидетельства о получении ею степени бакалавра – а вдруг и оно недействительно?
И мало кто задавался вопросом: если не корысть, то что подвигло депутата, бывшего старшего офицера ЦАХАЛа, одну из самых бравых израильских десантниц, представительницу древнейшего иерусалимского рода, можно без преувеличения сказать - любимицу партии «Наш дом – Израиль», на банальный обман?
Сведения насчет высшего образования Эстерина Тартман внесла именно тогда, когда стала одним из основателей партии НДИ. Человек умный и проницательный, она понимала, что для русскоязычных избирателей, благодаря голосам которых партия набрала столько мандатов, образование - очень важная характеристика депутата. Среди депутатов партии «Наш дом - Израиль» только у двоих - Лии Шем-Тов и Алекса Миллера - степень бакалавра, а все остальные - магистры, доктора, как Юрий Штерн, и даже профессора, как бывший член центра НДИ Михаил Нудельман. И это очень нравилось избирателям. Вот, наверное, почему Тартман «ошиблась», когда писала свою партийную и депутатскую автобиографию и давала интервью парламентскому телеканалу.
А поглядим на списки депутатов от других израильских партий, входящих в нынешнюю коалицию. У одного из лидеров «Кадимы» Шимона Переса, ученых степеней нет. А ведь не найти в израильской политике человека, который занимал бы столько постов, сколько Перес. Важная фигура той же «Кадимы», Эли Афлало не закончил даже школу. Кстати, пишут, что он в детстве страдал дислексией, неумением понимать и запоминать прочитанное. По сравнению с этим отставанием в развитии инвалидность Эстерины Тартман просто пустяк, не заслуживающий внимания. И вообще столько выпускников университетов и колледжей, сколько во фракции НДИ, было за всю историю Израиля только в одной партии - в «Исраэль ба-алия».
И получается, что пострадала Эстерина Тартман исключительно за то, что партию «Наш дом - Израиль» и ее лидера Авигдора Либермана ассоциируют с «русской улицей». НДИ получила 11 мандатов во многом благодаря «русским» голосам – вот чего этой партии никогда не простила израильская политическая элита. А ивритоязычная пресса - рупор и инструмент истеблишмента.
И зря Либерман везде и всегда подчеркивает, что его партия – сугубо общеизраильская, к «русским» прямого отношения не имеющая. Отомстили ему и Тартман именно за то, что они имеют-таки отношение к общине новых репатриантов. Кстати, на той пресс-конференции Либермана, когда он отвечал на вопрос журналиста русскоязычной газеты «Новости недели», лидер НДИ сказал: «Давайте дадим слово олим хадашим». (При этом за столом русскоязычной прессы израильский стаж журналистов колебался от 39 до 16 прожитых в стране лет). Правда, поняв, что допустил ляп, Либерман тут же отшутился: «Я тоже оле хадаш».
Журналистам ивритоязычных СМИ, пришедшим на пресс-конференцию, это явно не понравилось. Среди них отнюдь не преобладали специалисты с высшим образованием, будь то политология, филология или другая академическая дисциплина. Все больше – практики со школьными 12-ю классами плюс какие-нибудь краткосрочные курсы. И так отнюдь не только в редакциях. По статистике 44% репатриантов имеют высшее образование - при том, что аналогичный общеизраильский показатель равен лишь 21%. Что касается второй академической степени, разница еще разительнее – 28% репатриантов и 6% уроженцев страны.
«Русским» в Израиле образованности не прощают. Использовать знания и опыт новых граждан на благо страны – боже упаси! Наказать за ученость, интеллигентность, инициативность и деловые качества – пожалуйста! И, разумеется, очень многим завсегдатаям израильского политического Олимпа, а также их пишущим и вещающим клевретам очень хотелось бы спихнуть с этой вершины уроженца Кишинева и выпускника Еврейского университета в Иерусалиме Авигдора Либермана. Местная агрессивная серость мечтает избавиться от него, как ей удалось избавиться от Натана Щаранского, Романа Бронфмана, Виктора Браиловского и других «русских умников», задававших тон в израильской политике.
Мечтать, как говорится, не вредно. Вредны для общественного здоровья интриги и шовинистическая возня, которыми некоторые политические деятели в Израиле увлечены больше, чем своими депутатскими или министерскими обязанностями.
... Ну а врать все равно стыдно, госпожа Эстерина Тартман!
comments (Total: 2)