“Это – как убийство Кеннеди для США”

Факты. События. Комментарии
№8 (566)

В этом месяце исполнилось 2 года со дня загадочной смерти грузинского премьер-министра Зураба Жвания. Точно к этой печальной дате подоспели два сенсационных заявления, вновь всколыхнувшие общественность. И свидетельствующие, что в Грузии, несмотря на множество событий, сотрясавших страну в последнее время, не забыли о самом первом – страшном – потрясении после “революции роз”.
Председатель парламентского Комитета по вопросам защиты прав человека и гражданской интеграции Елена Тевдорадзе вдруг объявила: “Я с первого дня считала, что Зураба убили... Но кто убил и в чьи интересы это входило, я не знаю. Могу сказать одно: Зураба Жвания убили”. И почти одновременно с этими словами человека, неплохо осведомленного о том, что происходит за кулисами власти, такое же утверждение прозвучало уже из уст криминалистов. Правда, не тех, что ведут официальное расследование и работают в грузинских правоохранительных органах или в ФБР США, помогавшем тбилисским коллегам. На этот раз заключение о смерти Жвания, сделанное американцами, изучили немецкие эксперты. Которые категорически заявили: в тех условиях и обстоятельствах, которые описаны в материалах, смерть от несчастного случая просто не могла произойти. А материалы им передал журналист Вахтанг Комахидзе, который вскоре после трагедии снял фильм “Без пули”, имевший, мягко говоря, оригинальные последствия.
Телеканал “202”, показавший эту ленту, не соответствующую официальной версии, был закрыт под благовидным предлогом, а его руководители оказались за решеткой по обвинению в вымогательстве взятки.
Чуть позже при странных обстоятельствах погиб начальник Национального бюро судебно-медицинской экспертизы. Его застрелил одноклассник, решивший вдруг отомстить за оскорбление, нанесенное... еще в школе. Хотя за годы, прошедшие после выпускного вечера, встречались они не раз. А затем и сам убийца покончил жизнь самоубийством, причем протокол, составленный на месте происшествия, засвидетельствовал, что одну пулю он всадил себе в сердце, а другую – в голову! Ну как после этого не поползти слухам о том, что погибший высокопоставленный эксперт знал подлинные причины гибели Жвания?
Впрочем, это – не единственные странные обстоятельства, окружающие смерть премьер-министра, который, как объявлено на весь мир, погиб от утечки угарного газа из неисправного отопительного прибора.
Вкратце напомню о них читателям “Русского базара”, которые, думаю, даже не будучи криминалистами, смогут понять, почему общественность Грузии до сих пор не успокаивается.
Тела Жвания и его друга, вице-губернатора региона Квемо-Картли Рауля Юсупова нашли на конспиративной квартире премьера - в обшарпанном доме. Там друзья якобы пили коньяк с апельсиновым соком, закусывали сосисками и играли в нарды. Между тем известно, что Жвания не очень жаловал ни коньяк, ни сосиски, которые могли повредить его диете, ни нарды. При этом в квартире не обнаружили ни одного отпечатка пальцев погибших, даже на стаканах, а на доске для нард не было игральных костей.
На разных схемах, продемонстрированных по телевидению, расположение тел было обозначено в различных местах. Жвания всегда выкуривал сигареты лишь наполовину и гасил их, по-особому скручивая, но из 31 окурка, обнаруженного не в пепельнице, а в мусорном ведре, этому соответствует лишь один. К тому же вряд ли за 1,5 часа можно выкурить столько сигарет и при этом не проветрить комнату, хотя премьер и дома, и в рабочем кабинете постоянно открывал окна. Независимые же эксперты убеждены: у отравившихся угарным газом должны были начаться мигрень и рвота, и люди, которые не пьяны и не спят, отреагировали бы на это.
Да и с газом никак не могли определиться, хотя глава МВД Вано Мерабишвили, прибыв на место происшествия, сразу “установил” что именно в нем причина трагедии. Сначала газ назвали природным - из неисправной печки, потом - углекислым, потом - угарным. А количество смертельных для человека веществ в организмах было таким незначительным, что после изумления независимых экспертов его поспешили официально “увеличить”.
Об охранниках Жвания – разговор особый. Тот, что покупал для своего шефа напитки и закуску, сначала назвал магазин, который ко времени покупки был уже закрыт, а потом “вспомнил”, что побывал в другом. Другие охранники утверждают, что, почувствовав неладное после того, как Жвания не отвечал на звонки, они разбили окно и через него влезли в квартиру. Но все стекла в доме оказались целыми, а на следственном эксперименте могучий охранник не смог протиснуться даже в открытое окно. Соседи же, ждавшие в ту ночь вызванную для себя “скорую помощь”, клянутся, что вообще не видели у подъезда никакой машины с охраной...
Самое же сенсационное: по их словам, в ту злополучную ночь в доме вообще не было газа!
Словом, парадоксов и загадок в этом деле полно, но следствие их практически не объяснило. Оно даже не разобралось с телефонными звонками, после которых Жвания и Юсупов спешно покинули свои дома и отправились навстречу смерти. Причем Юсупова вызвали с бывшего мобильного номера премьера, которым тот не пользовался уже 2 года. У кого могла оказаться старая SIM-карта Зураба, не установлено. А отец вице-губернатора не сомневается, что его сын умер в другом месте, а затем его тело кто-то перенес в квартиру, причем без одного ботинка: “Наверное, этот ботинок потерялся по дороге...”. И вообще родственники Юсупова утверждают, что перед погребением обнаружили на его шее “след - как от удавки и под каждым из сосков - небольшие синяки, похожие на следы от уколов”.
В общем, эта трагическая история - довольно темная. И прошедшие 2 года яснее ее не сделали.
Прокуратура на все вопросы отвечает однозначно: “Следствие продолжается и прекратится только по решению самой следственной группы”. Брат покойного премьера Георгий объясняет это лишь одним: “После прекращения дела материалы должны стать достоянием гласности. Именно этого власти и не хотят и потому не закрывают дело... Я давно уже выражаю недоверие следствию. Несмотря на наши “наводки”, в ходе его нет никаких подвижек. Более того, у следователя, которому поручено это дело, постоянно отключен телефон... А наше основное требование - пригласить иностранных экспертов - не выполнено до сегодняшнего дня. Обещание президента об этом осталось обещанием... У меня была информация, что против Зураба что-то планировалось, у него было много врагов и недоброжелателей. Я сообщил об этом брату, но, кажется, он не воспринял мои слова серьезно”.
Официальному заключению не верит и вдова премьера Нино Кадагидзе-Жвания: “Следователи изначально прорабатывали лишь версию отравления угарным газом, и никакие альтернативные версии их не интересовали... Зураб за несколько месяцев до трагедии говорил: “Уехал бы из Грузии с вами, но на кого же тогда оставить страну?”.
Ну а мать Жвания за это время дважды пыталась встретиться с Михаилом Саакашвили, но безуспешно. Президент заявляет, что понимает семью, которая занимается собственным расследованием, однако подобные трагедии случаются и с простыми людьми, и с премьерами, и он склонен верить “своим глазам, а также грузинским и международным компетентным органам”.
И вот теперь – сенсационные высказывания главы парламентского комитета и экспертов в Германии. Немцы расскажут о своих выводах в очередном фильме, который готовит неугомонный журналист Вахтанг Комахидзе, передавший им материалы. Будущая картина окружена тайной, Комахидзе заверяет лишь, что эксперты очень компетентны, и если даже все грузинские телеканалы откажут в показе фильма, он все равно будет демонстрироваться - “хотя бы на улице”...
Что ж, его можно понять, если прислушаться к словам близкого друга Зураба, бывшего госминистра по урегулированию конфликтов Георгия Хаиндрава: “Для Грузии это - как убийство Кеннеди для США. Когда мы узнаем правду, одному Богу известно. Но думаю, что узнаем, надо только захотеть докопаться до истины”. А в народе снова заговорили о том, что из властных органов продолжают убирать членов “команды Жвания”. Последний пример - парламентарий Зураб Цкитишвили, вдруг попросивший снять с него депутатские полномочия, потому что он хочет вернуться в бизнес. Оппозиция убеждена, что его вынудили на такой шаг.
На фоне всего этого я намеренно не упомянул ни об одной из многочисленных версий того, кому была выгодна смерть Жвания – следствие все-таки не закрыто. И сами родственники Жвания обвиняют в происходящем не президента, а его окружение. Даже брат покойного премьера заявляет: “Я уверен, что Саакашвили ничего не знал. Его поставили перед фактом. Убрав Зураба, кое-кто стал жить легче. Намного”. Однако при этом он сомневается, что скандальное дело будет раскрыто при правлении Саакашвили. И в этом с ним солидарно большинство населения Грузии.


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir