Все в норме, господа инвесторы!
Три года назад, когда биржевой индекс Доу-Джонса преодолел барьер 10000, все ликовали. Когда та же отметка была снова преодолена пару недель назад, вокруг слышались только печальные вздохи. Не удивительно: на этот раз индекс не превысил заветный рубеж, а, наоборот, упал значительно ниже его. Упал и с короткими остановками продолжает двигаться в том же направлении.
Эксперты называют добрую дюжину причин, по которым инвесторы теряют интерес к ценным бумагам и биржевым операциям. Да мы и без экспертов о причинах догадываемся: рецессия, угроза терроризма, беспокойная обстановка в мире, скандальные истории с отчетностью в крупных американских корпорациях, вскрывшиеся махинации на самой бирже. Каждый волен дополнить список другими, столь же значительными обстоятельствами, да еще упомянуть и факторы, вроде бы мелковатые, но тоже раздражающие инвесторов. Кто-то ушел с поста топ-менеджера известной компании, где-то обнаружилась недоплата налогов, представитель федеральных властей случайно обронил не слишком удачное слово или его неверно истолковали газеты. Ожегшись на молоке, как известно, начинают дуть на воду.
Были и прошли времена, когда биржа не поддавалась влиянию таких мелочей. На протяжении почти восьми лет от инвесторов отбою не было, в биржевые игры вовлекались миллионы простых граждан, портфолио разбухали от акций, и каждая обещала ощутимый доход. Доходность акций, учитываемых индексом S энд P-500, удваивалась всего за три с половиной года. Теперь индекс упал на треть, а Nasdaq за период с марта 2000 года снизился почти на 70 процентов.
Катастрофа? Для многих конкретных держателей акций – безусловно. Для финансового рынка Соединенных Штатов – всего лишь «мягкая посадка», а точнее – возвращение к реальности. В период бума мало кто обращал внимание на действительные размеры дохода компаний. Акции, что называется, жили своей жизнью, их стоимость вздувалась в расчете на последующую продажу по еще более высокой цене. Скверную шутку с инвесторами сыграли и чрезмерные надежды, связанные с бурным развитием «новой технологии» – коммерческий потенциал электроники оказался безбожно завышенным. Этот мыльный пузырь держался долго, но в конце концов лопнул и избежать такой участи не мог.
Реальные прибыли корпораций и тогда, и сейчас в среднем не превышают 7-8 процентов в год. Но бум поднял доходность акций до гораздо большей величины. Доходило и до 20-25 процентов годовых. Такого прежде не случалось никогда. И очень трудно рассчитывать на то, что времена столь высокой доходности ценных бумаг могут вернуться в обозримом будущем.
Известный экономический обозреватель журнала «Ньюсик» Аллан Слоун вообще считает подобного рода надежды абсолютно иллюзорными. По его мнению, в ближайшие десятилетия акции на финансовом рынке будут в большей степени соответствовать реальной доходности компании. Добавятся еще полтора-два процента, не более. Это не значит, конечно, что из биржевых игр начисто исчезнет спекулятивный импульс или что отдельным компаниям не удастся на какое-то время убедить инвесторов в своей экстраординарной прибыльности. В долговременной перспективе ни то, ни другое большого значения не имеет.
Нынешнее падение биржевых индексов, как справедливо полагает обозреватель, вполне закономерно. Экономика страны все еще переживает немалые трудности, ее репутация запятнана лживой отчетностью ряда крупных корпораций, скандальным участием в бухгалтерских махинациях высоких должностных лиц, вплоть до вице-президента. Тревожные, а то и панические призывы к бдительности, к ожиданию якобы неизбежных террористических актов тоже не добавляют инвесторам оптимизма. Особенно зарубежным. Определенные сомнения некоторые эксперты высказывают сегодня и по поводу одиннадцатикратного снижения базовой процентной ставки. Эти меры, предпринятые Федеральным резервом, хотя и смягчили рецессию, но одновременно усугубили диспропорции в американской экономике. Бурный взлет домостроительной индустрии, сопровождаемый резким подъемом цен на жилье, тоже очень похож на мыльный пузырь, который вот-вот лопнет.
Болезненные прорехи образовались в штатных и федеральном бюджетах. Бюджет Калифорнии, например, недосчитывает 19 миллиардов долларов в значительной мере из-за того, что сократились поступления налогов на капитал, то есть от биржевых операций. То же самое в федеральном бюджете. Сравните цифры: с 1998 по 2000 год налог на капитал, влившийся в федеральный бюджет, вырос с 89 миллиардов долларов до 126 миллиардов, а в прошлом году упал ниже 100 миллиардов. Разница существенная.
Сегодня уже не так убедительно звучит предложение президента Джорджа Буша предоставить каждому гражданину право самому свободно распоряжаться своей долей в фондах социального обеспечения. Захочет – станет хранить в банке, захочет – купит акции. Беда в том, что первое становится чрезвычайно рискованным, второе же из-за низкого банковского процента обещает столь мизерную выгоду, что говорить о ней всерьез не приходится, она даже инфляции не покроет.
Между тем, если уход инвесторов с финансового рынка продолжится в нынешнем темпе, государственный бюджет страны потеряет еще десятки миллиардов долларов в его доходной части. Вряд ли в этом, крайне нежелательном, случае можно будет строить какие-либо планы о снижении налогов. Больше того, повиснут в воздухе намерения президента помочь оздоровлению экономики и увеличить расходы на оборону. Под угрозой сокращения могут оказаться и социальные гарантии.
Надо полагать, ничего подобного не произойдет. После длительного бума финансовый рынок возвращается к реальным нормам. Они отражают действительное положение дел и в американской, и в мировой экономике. Да, с прежними нормами их не сравнишь, однако рассчитывать на сверхвысокую доходность биржевых операций было бы непростительной наивностью. В конце концов инвесторам придется смириться с тем, что есть, и довольствоваться теми возможностями, какие существуют. Прежнего пиршества не будет, но до конца света еще очень и очень далеко. Согласимся со словами обозревателя Аллана Слоана, обращенными к массовым клиентам биржи: «Отложите в сторону праздничные шляпы и музыкальные инструменты, направляясь на Уолл-стрит. Биржа приветливо приглашает вас в реальность».