большие надежды “Большой тройки”
Вы не поверите: оказывается одна из причин тяжелого положения, в которое попала американская автомобильная промышленность - все та же медицинская страховка, вернее продолжающийся рост ее стоимости. Вот уж, действительно, одна проблема связана с другой. Только и слышим по телевизору и радио, читаем в газетах о том, как осложняет жизнь большого и малого бизнесов необходимость заботиться о здоровье своих работников, но все же вряд ли кто-нибудь напрямую связывает это с падением продаж отечественных моделей.
А между тем, в прошлом году заводские расходы американских автоконцернов, львиная доля которых приходится на медицинское страхование, составили 12 миллиардов долларов, что в десять раз превышает аналогичные траты зарубежных компаний. General Motors, например, расходует по этой статье 1635 долларов в расчете на один автомобиль. Toyota же тратит только 215. Результатом стало закрытие ряда автозаводов и увольнение рабочих, в то время как зарубежные конкуренты продолжают открывать в стране новые производства и нанимать персонал.
Конечно, дорогая медицина – не единственная причина упадка американских автомобилестроительных гигантов. Как считают специалисты, большие убытки детройтской “Большой тройки” – корпораций General Motors, Ford и Daimler-Chrysler вызваны структурными особенностями автомобильной промышленности. Именно поэтому весь прошлый год прошел в отрасли под знаком реорганизации. Однако, несмотря на сокращение тысяч работников, пересмотр рыночной политики и перестановки в руководстве, этот процесс еще далек от завершения. А спад в американской автомобилестроительной индустрии, о котором впервые заговорили в 2001 году, продолжается и сейчас.
Все участники “Большой тройки” были вынуждены сократить производство в конце прошлого года, так как на складах у дилеров накопилось много непроданных автомобилей. Например, представители Ford заявили, что в первом квартале 2007 года сократят производство еще на 10 тысяч машин.
Производители отечественных автомобилей в Соединенных Штатах продолжают нести финансовые потери, закончив 2006 финансовый год с крупными убытками. В то время как японские фирмы получили весомую прибыль. Американские производители потеряли 8 процентов отечественного рынка, в то время как доля их азиатских и европейских конкурентов возросла на 5,3 процента.
В минувшем году Ford понес самые большие убытки за все историю компании, потеряв 12,7 миллиардов долларов. Экономисты посчитали, что каждую минуту корпорация теряла около 24 тысяч долларов, что приблизительно равняется цене ее модели Ford Mustang.
Недавно руководство Ford объявило, что в распоряжении компании сейчас имеется 34 миллиарда наличных долларов, из которых 17 миллиардов будут пущены в последующие два года на покрытие издержек по сокращению производства в Северной Америке. Главный вопрос сейчас состоит в том, сможет ли компания решить свои проблемы до момента, когда у нее кончатся деньги, предназначенные для финансирования реструктуризации. При этом компания даже не надеется стать прибыльной аж до 2009 года.
Не намного лучше обстоят дела и у General Motors. За последние два года этот крупнейший в мире автоконцерн потерял несколько миллиардов, хотя по итогам последнего квартала 2006 года у него и наметилась небольшая прибыль.
Для увеличения объема продаж у себя дома, в Европе и Китае General Motors делает ставку на дизайн новых моделей и новые энергосберегающие технологии.
Однако это в будущем. В настоящем же сделавшие ставку на дорогие модели американские компании испытывают серьезные сложности при их продаже в период высоких цен на топливо. Рыночная конъюнктура поменялась, а “Большая тройка” оказалась не готовой к изменившимся условиям.
Согласно последним оценкам, в среднем прибыль американского производителя в расчете на один выпускаемый автомобиль меньше аналогичного показателя для японских компаний почти на три тысячи долларов. Это огромная сумма. Именно этим разрывом объясняются сложности, с которыми столкнулась “Большая тройка” при изменении рыночной конъюнктуры.
Сегодня американская автопромышленность оказалась в окружении потребителей и дилеров, которые быстро приняли новые реалии мирового рынка и поменяли свои предпочтения. Скажем, участники “Большой тройки” уже не могут полагаться на дилеров, которые так или иначе поглотят их избыточную продукцию. В 2006 году Chrysler столкнулся с неповиновением некоторых своих дилеров, которые не хотели продавать такие модели как Jeep Commander, реальный спрос на который оказался ниже прогнозируемого. При этом многие дилеры, работавшие ранее только с американскими компаниями, начали сотрудничать с японскими. Таким образом, они получили более широкие возможности сопротивляться требованиям отечественных работодателей.
И все же, несмотря ни на что, детройтская “Большая тройка” намерена отстоять позиции на автомобильном рынке. В интервью, данном по случаю открытия ежегодного Автосалона в Детройте, глава корпорации Ford Алан Мюлэлли сказал: “Ford - символ Америки. Она была и остается образцовой компанией”.
Выступавший вместе с ним президент компании Рик Вэгонер выразил надежду, что предсказываемое превращение компании Toyota, продавшей в прошлом году более 9 миллионов машин, в крупнейшего в мире производителя автомобилей остается под вопросом: “Мы слышали много подобных прогнозов, однако кто выйдет победителем - покажет время. Думаю, когда вы увидите наши машины, у вас дух захватит. Мы будем бороться за каждую сделку. Если мы победим - отлично. Если нет, сделаем все, чтобы победить в следующем году”.
Специалисты автомобильной отрасли видят главную проблему американских фирм в необходимости убедить новое поколение потребителей в надежности и качестве американских машин. Между тем, по словам эксперта Джона Касеса, у детройтской “Большой тройки” времени на это остается в обрез: “На кону сегодня - будущее Детройта. У фирм остался последний шанс добиться успеха. Детройт уже потерял целое поколение покупателей, разочарованных в отечественных моделях. Чтобы вернуть их, может понадобиться столько же времени”.
Впрочем, не будем строго судить американских автомобилестроителей. В тяжелых для них временах во многом виноваты изменившиеся условия непредсказуемого мира. Всегда кто-то проигрывает, а кто-то выигрывает, и никто не застрахован от неудач. Американским компаниям остается надеяться и работать, чтобы найти способ решения своих проблем. От того, насколько быстро они это сделают, зависит по большому счету сам вопрос их существования в мире, движимым конкурентной борьбой. Как говорится, попавший в яму стремится прыгнуть выше, чем тот, кто на ровной земле. Пожелаем им подпрыгнуть как можно выше.