взрыв центробанка
Бывший банкир Алексей Френкель, арестованный по подозрению в организации убийства Андрея Козлова, заместителя председателя Центробанка, взорвал Центробанк другим способом. И не только Центробанк.
В прошлом номере «Русского базара» говорилось, что версия следствия, по которой Френкель будто бы отомстил Андрею Козлову за то, что тот отозвал лицензию у его ВИП-банка, весьма шаткая. На самом деле нужды в мести не было - Френкель опротестовал решение Центробанка в Арбитражном суде и выиграл процесс! К тому же он ушел из финансового бизнеса, и Андрей Козлов уже не мог ему мешать. То есть мотив отсутствует. Однако душа человеческая - потемки, и даже у банкиров могут быть чувства, в том числе и абсолютно иррациональные. То есть глупые и преступные. Пусть в них прокуратура разбирается.
Пока Алексей Френкель осваивался в камере следственного изолятора, в Интернете появилось его письмо, ставшее информационной бомбой, подложенной под здание Центробанка. Напомню читателю, что Центробанк - аналог Федеральной резервной системы США, то есть нечто абсолютно надмирное и безгрешное по определению.
И вот этот финансовый олимп Алексей Френкель обвинил в коррупции.
Заместитель Генерального прокурора Александр Буксман тотчас дал отповедь: «Обстановка в местах изоляции, видимо, способствует посещению неких мыслей, писем, обращений глобального характера. Думаю, что всё это - один из способов защиты».
Однако письмо, оказывается, было написано давно, еще 6 ноября. И направлено для консультации товарищу Френкеля, президенту Московской международной валютной ассоциации Алексею Мамонтову. «Тогда я сказал, что материал сырой, рыхлый, громоздкий, в ряде моментов очень спорный и вряд ли найдется журнал или газета, которые его напечатает, - объясняет сейчас Мамонтов. - Разослать письмо Френкеля в СМИ после его ареста была моя личная инициатива... Чтобы журналисты не писали ерунды... Цель этого письма - не вброс компромата на конкретных чиновников ЦБ. Алексей Френкель пытался в нем сделать широкое исследование нормативной базы ЦБ, которая создает условия для коррупции».
Характерная деталь: опубликовала письмо только одна газета, «Коммерсант», и только на сайте, а не в бумажном варианте. Но этого было более чем достаточно.
Читать страшновато даже человеку, не сведущему в банковском деле. Потому что речь идет не о финансах. Френкель пишет, что все разговоры и заявления Центробанка о борьбе с отмыванием денег - туфта. «Как же Центральный банк страны борется с отмыванием в то время, когда ни у кого в России не имеется потребности отмывать деньги?!» На Западе большие наличные деньги - заведомо «черные». Там никто не ходит с чемоданами купюр, там невозможно купить что-то крупное на них - сразу попадешь под подозрение. А вот если пристроил деньги в банк - значит «отмыл», можешь смело пользоваться!
У нас же всё наоборот! У нас на наличные деньги можно купить что угодно! У нас наличка только и ходит, все нуждаются в наличке!
И потому банки занимаются отмыванием наоборот: «белые» деньги превращают в «черные» - в наличность. Имеются в виду не те рубли, на которые мы покупаем хлеб и колбасу, а чемоданы денег - тот самый знаменитый и повсеместный «черный нал».
«Эти деньги идут на материальные блага (прежде всего, в недвижимость), на взятки, на финансирование выборов...» - пишет Френкель. То есть помещает слово «выборы» в нехороший контекст.
А причем тут Центробанк, который Вне-Подозрений-По-Статусу? При том, что абсолютно спокойно взирает на обналичивание денег. Более того, провоцирует и поощряет его, - утверждает Френкель. К примеру, некий банк поймали на незаконных операциях. До его сведения доводится, что лицензию отзовут. Но можно сделать это завтра, а можно - через несколько месяцев. Это - в полной воле людей из Центробанка, они добрые, они дают время для улаживания последних и самых важных дел. И за эти месяцы «подожженный» банк обналичивает кому-то десятки миллиардов рублей. Семь бед - один ответ, лицензию-то всё равно отзовут.
Например, «Роскомветеранбанк». В мае 2005 года здесь изъяли 97 миллионов рублей неучтенной наличности. Вопиющее нарушение, просто говоря - финансовое преступление. Но Центральный Банк не спешил отзывать лицензию. Ждал до декабря. Семь месяцев! В декабре «Роскомветеран» обналичил 35,3 миллиарда рублей - то есть пустил в наличный оборот 1,26 миллиарда долларов! И только после этого, в январе 2006 года, «подожженный» банк прикрыли.
То же самое - с банком «Региональная перспектива» и банком «Би-Си-Ди». Здесь за время «благоприятствования» из кассы выдали в общей сложности 20,6 миллиарда рублей - 736 миллионов долларов.
Таким образом, только за полгода только три банка вбросили в финансовую систему страны 2 миллиарда долларов «черного нала».
На 15 страницах письма Френкеля есть и другие примеры. Из самых разных областей банковской жизни. Включая «серый импорт» - невероятную систему ввоза заграничных товаров, когда импортные вещи у нас продаются дешевле, чем в стране-производителе. Каким путём достигается такое чудо? Всё тем же - громадными суммами наличности, при помощи которой можно провезти через таможню пароход, задекларировав его как бумажный кораблик.
Отдельная тема - неподконтрольное и неограниченное всевластие Центробанка. «Центральный банк делает с банками что хочет: он им и орган лицензирования, надзора и инспектирования. И законодатель, и суд ему не указ, а если кто осмелился - покажет, кто в доме хозяин», - пишет Френкель.
Он отмечает странную закономерность - за 5 лет после принятия закона о борьбе с отмыванием денег Центробанк не издал ни одного (!) нормативного акта по этому вопросу. Зато повсюду рассылаются «рекомендательные письма». Их чиновники Центробанка могут трактовать как угодно. То есть эти письма создают базу для шантажа и вымогательства. А в случае чего - никакой юридической ответственности, потому что «рекомендательные письма» - это не нормативный акт и судом не рассматриваются...
Разумеется, прокуратура и официальные финансовые структуры всё игнорируют. Но многие люди из делового мира признают правоту Френкеля.
«Надо сажать несколько человек в ЦБ из числа руководителей, во всяком случае, гнать их оттуда, - заявил шеф «Проекта национального развития» Андрей Черепанов. - Иные инструкции ЦБ заставляют банки обналичивать любые суммы по требованию клиента... «Обналичка» способствует уходу от уплаты налогов. Ухудшается честная схема конкуренции - один платит налоги, а другой - не платит и получает конкурентные преимущества. Из-за этого экономика становится серой, потому что бизнес не может выйти из тени».
Виновен или невиновен Алексей Френкель в убийстве Андрея Козлова - решать следствию и суду. Но факты и аргументы о коррупции в деятельности Центробанка, приведенные в его письме, требуют отдельного рассмотрения. Будет ли оно? Многие полагают, что нет. Письмо только усугубило положение Френкеля. Идти на попятный - для нашей власти самое оскорбительное оскорбление. Говорят, это понимает и сам Алексей Френкель. «Если бы он не думал, что его судьба предрешена, он не давал бы разрешения на публикацию этого письма», - таков комментарий Михаила Делягина, директора Института проблем глобализации.
Москва
comments (Total: 1)