на два фронта

Факты. События. Комментарии
№5 (563)

Россия заплатит братьям Читаевым 70 тысяч евро.
За перенесенные пытки. В апреле 2000 года федеральные военные проводили в райцентре Ачхой-Мартан так называемую зачистку. В доме Читаевых нашли шинели. Заявили, что они сняты с убитых солдат. И хотя им говорили, что это дембельские шинели Арби и Адама еще со времен их советской армейской службы, братьев увезли. Полгода (!) их держали в Чернокозовском следственном изоляторе, добиваясь пытками признания об участии в бандформированиях. «Избивали нас резиновыми дубинками и пластиковыми бутылками с водой, душили при помощи липкой ленты, травили собаками...», - рассказывали пострадавшие.
Не добившись, выпустили. Братья обратились в прокуратуру. Не получив ответа - в Европейский суд по правам человека. Их начали преследовать, требуя отзыва жалобы. Они уехали в Иркутскую область. Читаевых объявили в розыск. Тогда они при помощи международных правозащитников скрылись в Германии. Там и дождались решения Европейского суда.
Оно является исключительным. Ведь ранее суд в Страсбурге не рассматривал дела о пытках - только об убийствах и похищениях людей в Чечне. А теперь возник прецедент. И жалобы на пытки хлынут туда потоком.
Европейский суд уже завален жалобами россиян по поводу нарушения их прав. В бюджете нашей страны предусмотрено 110 миллионов рублей (примерно 32 миллиона евро) на выплату компенсаций по решениям суда в Страсбурге. В 10 раз больше, чем в 2003 году. Но, наверно, эти миллионы евро покажутся копейками, если дело там выиграют Михаил Ходорковский и Платон Лебедев. А их жалоба уже принята к рассмотрению. И если ее удовлетворят, политический эффект будет колоссальным. Просто землетрясение.
Связано дело Ходорковского с недавним решением Государственной думы или нет, но факт остается фактом - Дума отказалась ратифицировать протокол к конвенции о правах человека, который предусматривает упрощенное рассмотрение жалоб. Может быть, идет торг. Или, как полагают некоторые аналитики, имеет место даже шантаж: вы спускаете на тормозах дело Ходорковского, мы - ратифицируем конвенцию. Потому что вначале всё шло нормально - Россия как член Совета Европы подписала протокол еще в 2004 году. А как дошло до ратификации - отказ.
Теперь наша власть ведет позиционные сражения на два фронта. Против Совета Европы - на внешнем. Против партий и народа - на внутреннем.
С партиями вроде всё понятно. Начинается конкурентная борьба, в которой все средства хороши. Так, в Дагестане не допускают к региональным мартовским выборам КПРФ - она там очень популярна. В Петербурге - «Яблоко», традиционно авторитетное в северной столице. А нынче - как никогда. «Яблочники» возглавили петербургскую борьбу против чудовищно затратных проектов - вроде намыва полуострова для сооружения морского порта, а также против возведения 300-метровой башни «Газпрома», которая угробит исторический архитектурный ансамбль города. Торпедировать проект «Газпрома» - все равно что торпедировать Смольный и Кремль, вместе взятые.
Гораздо непонятней тихая война с народом.
Тут обязательно надо вспомнить законопроект, принятый в первом чтении весной 2004 года. Потому что он фантастический. И имеет прямое отношение к сегодняшнему дню. Он запрещал митинги, демонстрации, уличные шествия, пикеты у зданий Думы, правительства, мэрии и других объектов государственной власти, возле больниц, поликлиник, стадионов, театров, храмов - в общем, везде, где есть площади для большого скопления народа. А если учесть, что в малых городах страны такие площади имеются только возле зданий местной власти, кинотеатров, церквей и мечетей, то выражать свое мнение по тем или иным поводам гражданам предлагалось где-нибудь на окраине.
Выступил по телевизору председатель парламента Грызлов и сказал, какой это важный и необходимый для общества закон. Но тут в Кремле узнали и за голову схватились - так я полагаю. И устроили думским начальникам выволочку - это тоже мое мнение. Потому что на следующий же день(!) по телевизору выступил тот же председатель парламента Грызлов и сказал, что закон ОТМЕНЯЕТСЯ.
После такого позора, казалось, впору делать политическое харакири. Но нашим всё - как с гуся вода. И рано или поздно они своего добиваются. Потому что действуют с Кремлем в одном духе. Разве что иногда не вовремя и всегда - грубее.
В 2007 году Дума вернулась к фантастическому законопроекту 2004-го. Решили запретить митинги за две недели до и столько же - после выборов любого уровня. Однако и здесь не обошлось без Кремля! На этот раз точно, без моих домыслов. Политический куратор всего и вся, заместитель главы президентской администрации Владислав Сурков прямо и открыто сказал, что законопроект надо смягчить. И - смягчили. Запрет, который любой человек может оспорить в Конституционном суде как злостное нарушение его прав, убрали из текста. Зато ввели пункт, разрешающий власти отменять митинги и демонстрации «при наличии достаточных и предварительно подтвержденных сведений о готовящихся противоправных действиях». Вот что значит кремлёвский изощренный политический ум! В отличие от прямолинейного парламентского. Никаких покушений на демократию, на конституционные права граждан. А токмо лишь забота о безопасности, общественном спокойствии и порядке. Ни один Европейский суд не подкопается. Там, в Европе, не додумаются ведь, что любой милицейский начальник по первому слова любого мэра представит «полученные оперативным путем сведения», что «экстремисты готовят противоправные действия».
Позволю себе экскурс в прошлое. Зимой 1968 года на казахстанской целине, в Доме культуры Ждановского совхоза проходило районное совещание работников животноводства. В выездном буфете для участников совещания продавали апельсины! Слух о том прошел по совхозу - и у закрытых стеклянных дверей в надежде купить редкостный фрукт собралось несколько местных жителей. Увидел их первый секретарь райкома партии Виктор Аскольдович Бойченко и - сам слышал - зарычал на совхозного парторга Аслана Нуровича Нехая: «Немедленно разгоните своих людей, что вы тут развели!» Меня, 18-летнего корреспондентика, ещё верящего в служение партии народу, как громом поразило: разве может партийный руководитель так относиться к нашим советским труженикам!?
Тогдашние бонзы не боялись народа.
А нынешние?
Очевидно же, что никто ни на какие демонстрации по поводу выборов не выйдет. Пусть они будут трижды и открыто сфальсифицированы - людям эти игры уже глубоко до лампочки. Устали от всего. Так какой же смысл запрещать?
Видимо, боятся. Патологически. До потери элементарного здравого смысла.

Сергей БАЙМУХАМЕТОВ
Москва


comments (Total: 2)

Как всегда ОТЛИЧНО!!!

edit_comment

your_name: subject: comment: *
Почему редакция постоянно публикует тексты этакого страдальца провакатора.Ни фактов,ни доказательств,поливает себе грязью страну его пригревшую.Уж описывал бы счастливую бытность своих соотечественников,уверен и дня бы не прожил.

edit_comment

your_name: subject: comment: *

Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir