голливуд с криминальным подтекстом
Криминальные сцены в большинстве американских фильмов за свою правдоподобность заслуживают самой высокой оценки. Если на экране происходит убийство, то оно показано в мельчайших до неприличия подробностях. Если разговаривают двое уголовников, то их диалоги изобилуют настоящим преступным сленгом, с помощью которого общаются между собой настоящие воры, мошенники и грабители. Ну а если какая-нибудь из сцен картины снимается в тюрьме, то актерам рекомендуется «отсидеть» пару недель в настоящей колонии, дабы глубже прочувствовать атмосферу этого малоприятного места.
Мало кто знает, что к созданию криминальных сцен и образу отрицательных героев на экране уважающие себя сценаристы и режиссеры подходят крайне щепетильно, привлекая к работе настоящих заключенных и людей с преступным прошлым.
Так, легендарный Квентин Тарантино во многом должен быть благодарен малоизвестному актеру Эдварду Банкеру, отсидевшему в тюрьме почти 20 лет. Опыт, накопленный Банкером в местах не столь отдаленных, лег в основу популярных сцен «Бешеных псов» (Reservoir Dogs) и «Криминального чтива» (Pulp Fiction).
«Находясь в Пеликан-Бэй (одна из калифорнийских тюрем. - Прим. авт.), я ежедневно был свидетелем убийств, издевательств, изнасилований и «разборок» между уголовниками, - сказал Банкер. - Все сцены, написанные мной для киноэкрана, - не выдумка, а часть страшной тюремной действительности».
Консультируя коллектив на съемках «Бешеных псов», он как-то обратился к актеру Майклу Мэдсену, который, согласно сценарию, должен был разъезжать на машине со связанным полицейским в багажнике.
«Ты даже представить себе не можешь остроту ощущений, когда в твоей машине лежит беззащитный связанный коп, - сказал Банкер. - Я их, к счастью, испытал, а вот ты - нет. Тебе необходим опыт в этом деле». Мэдсен воспринял слова опытного уголовника буквально. Он поймал на одной из улиц Калифорнии полицейского, патрулировавшего район. Забрал у него рацию и оружие, хорошенько связал, бросил в багажник, а потом два часа разъезжал по окраинам Лос-Анджелеса. Самое интересное в этой истории заключается в том, что вместо тюремного срока Мэдсен получил верного друга в лице похищенного стража порядка. Узнав, кто и для чего его похитил, полицейский простил киноактера.
Грабитель Дон Пентакости внес неоценимый вклад в создание фильмов о заключенных, написав «научно-популярную» книгу «Как обращаться с ножом в тюрьме». С его произведением, основанным на личном опыте, знаком каждый режиссер, обращающийся в своих фильмах к тюремной тематике. «Я начал писать эту книгу после того, как заметил, что в американских лентах поножовщина между заключенными показана лживо, - сказал Пентакости. - Актеры наносят удары друг другу так, как никогда не бывает. Во время моей отсидки любой фильм о тюрьме выглядел жалкой комедийной пародией на суровую реальность».
Опыт, накопленный Пентакости, лег в основу десятков фильмов об исправительных заведениях Америки. Одним из них стала криминальная драма «Зверофабрика» (Animal Factory), повествующая о подростке, попавшем в одну из самых жестоких тюрем Америки. Режиссера Стива Бушеми беспокоило, что исполнитель главной роли Эдвард Ферлонг мало знаком с настоящими тюремными порядками. Он любезно попросил охранников колонии, где снимался фильм, чтобы молодой актер «провел пару часов в обществе настоящих зеков». В итоге произошло так, что Ферлонг «случайно» оказался в одной камере с пятью другими заключенными, которые приняли его за «новенького» и успели морально поиздеваться над актером. «Знакомство с настоящими уголовниками, организованное «заботливым» Стивом Бушеми, чуть не лишило меня жизни и дара речи, - скажет позднее перепуганный Ферлонг. - Эти парни вполне могли убить меня». Кстати, впоследствии тюремный опыт пойдет на пользу Ферлонгу. За роль в «Зверофабрике» он удостоится нескольких почетных наград независимых киноассоциаций.
Во время съемок ленты «Жара» (Heat) перед режиссером Майклом Манном стояла труднейшая задача - превратить Роберта Де Ниро, Вэла Килмора и Тома Сайзмора в авторитетную банду грабителей, которые провели большую часть жизни за решеткой. В течение четырех месяцев актеры ежедневно посещали реальных грабителей банков, ныне отбывавших наказание в тюрьме. «Я ходил в колонию словно на работу, - вспоминает Вэл Килмор. - По четыре часа в день разговаривал с ворами и бандитами, выслушивая истории из их непростой жизни. После съемок «Жары» мне понадобилась помощь психолога, потому что выйти из образа «тюремного человека» самостоятельно мне так и не удалось».
Чтобы сыграть коррумпированного полицейского в «Тренировочном дне», Дензелу Вашингтону пришлось опуститься на самое дно преступного мира Калифорнии. С помощью бывшего уголовника Брэда ДиСтефано, отсидевшего тридцать лет за взяточничество, он вышел на калифорнийских сутенеров и наркоторговцев, которые поделились с ним своим опытом общения с продажными стражами порядка. В одном из интервью Вашингтон упомянул, что если бы он выдал полученную из криминальных источников информацию о продажных полицейских, этого бы хватило, чтобы отправить в тюрьму не менее десятка блюстителей закона. За роль «волка в овечьей шкуре» - офицера полиции Алонзо Харриса актер заслуженно получил «Оскара».
Практически ни один американский фильм в жанре «экшн» не обходится без привлечения консультантов по уголовным делам, в роли которых выступают бывшие и отбывающие срок преступники, криминалисты, следователи, частные детективы. Профессия «знатока уголовного мира» с каждым годом становится все востребованнее на «фабрике грез». Суммируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что продукция Голливуда в полной мере отражает реалии преступного мира, чего, например, не скажешь о примитивных российских телесериалах, где диалоги между бандитами пишут люди, не имеющие к криминальному миру совершенно никакого отношения.